Сообщение sergei » Вс, 20 дек 2020 08:39:03
8 мая началось наступление немецких войск на Керченский полуостров. Командующий Северо-Кавказским направлением маршал Советского Союза С.М.Будённый поставил перед флотом задачу - выделить корабли для обстрела войск противника.
В ночь на 10-е крейсер "Ворошилов" и лидеры "Ташкент" и "Харьков" обстреляли район Таш-Алчин. В светлое время суток они отошли в район дневного маневрирования, а в ночь на 11 мая повторили обстрел. Стрельба велась в темное время суток по площадям, и её эффективность, видимо, была невысокой.
19 мая командир ОЛС получил от командующего флотом приказ доставить из Батуми в Севастополь 9-ю бригаду морской пехоты, использовав для её перевозки крейсер "Ворошилов" и эсминцы "Сообразительный" и "Свободный". Приказ предусматривал приход кораблей в главную базу около часа ночи, разгрузку в течение полутора часов и выход в обратный рейс не позже 3.00, а также движение в море на большой скорости. В Стрелецкой бухте, на случай тумана, в готовности к встрече кораблей стояли тральщики и сторожевые катера. На крейсер погрузили 36 орудий, 12 минометов, автомашины, обоз, 280 т грузов и 2485 бойцов и офицеров, а на эсминцы - по 300 бойцов и 30 т груза.
27 мая в 1.45 корабли вышли из Батуми. На крейсере находился командир отряда контр-адмирал Н.Е.Басистый. Корабли должны были следовать 22-узловым ходом на запад южной частью моря; перед наступлением темноты тех же суток повернуть от анатолийского побережья на север и, увеличив ход до 30 узлов, к полуночи прибыть в Севастополь; по входному фарватеру главной базы идти 18-узловым ходом, а за кромкой минного поля - 30-узловым. Около 19 часов немецкие самолеты-разведчики обнаружили отряд, и через 20 минут "Ворошилов" с большой высоты был атакован тремя бомбардировщиками. Своевременно открытый зенитный огонь и маневр на уклонение позволили избежать попаданий. В 20.16 три бомбардировщика пытались выйти в атаку со стороны заходящего солнца, но корабли повернули на контркурс и сбили расчеты летчиков - бомбы упали за кормой. В 20.43 появились семь немецких торпедоносцев; они разделились на две группы, но и на этот раз умелый маневр кораблей свел на нет усилия противника. Торпеды, сброшенные первой парой, прошли мимо крейсера. Так же успешно был отражен второй, а в 20.51 - и третий авианалеты. На подходе к боновому заграждению Севастопольской бухты на "Ворошилова" вновь напал самолет-торпедоносец. Сброшенная им торпеда взорвалась на берегу в районе Херсонесского музея. В 21.30 корабли прибыли в Севастополь. Крейсер ошвартовался к Угольной пристани, носом на выход. На нем были приготовлены специальные лотки для выгрузки боеприпасов: с левого борта - на причал, а с правого - на поданную баржу. Орудия, автомашины, походные кухни сгружали по сходням и корабельными стрелами, и краном. Для приема раненых дополнительно развернули медицинские и операционные пункты. Выгрузка заняла полтора часа.
Взяв на борт 406 раненых, корабль вышел из Севастопольской бухты в 3.00, эсминцы несколько раньше. В 8.17 на корабли с высоты 3500 м сбросил четыре бомбы Хе-111. Они упали в 50 м от кормы "Свободного". Через 4 часа корабли атаковали две группы торпедоносцев. По четыре самолета устремились с траверзных курсовых углов, одновременно с кормы на высоте 3500 м шли три бомбардировщика. Эсминцы, находившиеся в 12 кбт на траверзах крейсера, встретили неприятеля мощным зенитным огнем и заставили его сбросить торпеды далеко от "Ворошилова". Но одной атакующей паре удалось обойти "Сообразительный" и прорваться к крейсеру. Командир корабля Ф.С.Марков поворотом на контркурс уклонился от двух сброшенных торпед. В ходе боя корабли сбили два Хе-111, причем один из них был уничтожен огнем главного калибра крейсера, с использованием ночного визира 1-Н.
Пока отряд дошел до Туапсе, его еще шесть раз безуспешно атаковали одиночные самолеты и небольшие группы бомбардировщиков. Во время этого похода у "Ворошилова" вышла из строя турбина высокого давления ГТЗА правого борта и, прибыв в базу, он встал на ремонт, а уже 24 июля вышел в море для боевых учений и испытаний турбин.
19 ноября 1942 года Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов потребовал подготовить несколько групп надводных кораблей для набеговых действий на удаленных морских коммуникациях противника у западного побережья Черного моря. Получив такое указание, штаб эскадры разработал план операции. Первому отряду, в который включили "Ворошилов", лидер "Харьков" и эсминец "Сообразительный", предстояло действовать в районе порта Сулина. При этом крейсер утром 1 декаря должен был с дистанции 180 кбт обстрелять Сулину (расход боезапаса - 400 180-мм снарядов), эсминец - разрушить радиостанцию на острове Фидониси (Змеиный) и подавить расположенную на материковом побережье батарею. Лидер должен был совместно с "Сообразительным" осмотреть остров с востока и севера, а затем, действуя самостоятельно, произвести поиск плавсредств противника у румынского побережья и, если позволит обстановка, обстрелять порт Бургас.
Второй отряд, состоявший из эсминцев "Беспощадный" и "Бойкий" под командованием капитана 2 ранга П.А.Мельникова, должен был произвести поиск судов противника между мысами Калиакра и Шаблер, а затем обстрелять порт Мангалия. Действиями отрядов руководил командующий эскадрой вице-адмирал Л.А.Владимирский (флаг на "Ворошилове"). На основе данных подводных лодок, действовавших в районе предстоящего маневрирования крейсера, штаб флота сделал вывод, что мины в этом районе отсутствуют.
Первый отряд 29 ноября в 17.25 вышел из Батуми и 18-узловым ходом направился к западному побережью. В 5.00 1 декабря корабли поставили параваны, а в 7.28 открылся остров Фидониси. В 7.46 "Сообразительный" начал его обстрел; минутой позже с дистанции 40 кбт на скорости 8 узлов открыл огонь "Ворошилов". Крейсер стрелял главным калибром (трехорудийными залпами) и 100-мм батареей правого борта. Неприятель противодействия не оказывал.
В 7.58 обстрел был прекращен, израсходовано 46 180-мм и 57 100-мм снарядов. В 7.57 сигнальщик крейсера доложил: "Перископ слева сорок пять градусов", и корабль резко отвернул влево. Хотя быстро выяснилось, что за "перископ" приняли низко погрузившуюся веху, строй кораблей сбился.
Через 10-11 минут "Сообразительный", державшийся примерно в 4 кбт по курсовому углу 10-15°, подсек правым параваном мину и тотчас дал сигнал на крейсер. Командующий эскадрой Л.А.Владимирский, получив это донесение, посчитал, что существование минных заграждений в 23 милях от Сулины маловероятно. Кроме того, он видел успешное применение параванов на эсминце. Выход задним ходом из минированного района привел бы к перепутыванию параванов, их пришлось бы менять и, следовательно, задержаться в условиях светлого времени и хорошей видимости вблизи берегов противника. Вероятность встретить мины в других районах была не меньшей, а обнаружение одной мины еще не давало оснований для отказа от обстрела порта. Поэтому командующий эскадрой решил продолжать движение прежним курсом со скоростью хода 12 узлов.
Однако в 8.06 в параване крейсера по правому борту неожиданно взорвалась мина (в районе 83-90-го шп., в 15-20 м от борта). Взрывом корабль подбросило, столб воды поднялся выше КДП, в дымовые трубы и вентиляционные шахты попала большая масса воды. Погас свет, вышел из строя носовой гирокомпас, два лага, телеграфы, телефон, с поста бомбометания выбросило за борт шесть бомб Б-1. Вследствие повреждения питательных насосов первого, второго и третьего котельных отделений, а также большого количества воды, попавшей в первую трубу при взрыве мины, сел пар, ход сразу упал до 5- 6 узлов. Командир тотчас попытался дать задний ход. Но турбины могли обеспечить только 60 об/мин, что не могло даже погасить инерцию движения корабля. Считая, что движение задним ходом после погашения инерции сопряжено с риском повредить или даже потерять его кормовую оконечность (так как, следуя назад, вновь пришлось бы пересекать линию минных заграждений), командующий эскадрой немедленно распорядился дать передний ход, полагая, что повреждение носовой части крейсера менее опасно, чем кормы.
Приказ был выполнен. Но через минуту, в 8.07 последовал еще более мощный взрыв с левого борта в районе 83-90-го шп., в 10-15 м от борта. Крейсер вновь подбросило. Но он уже начал развивать ход и в дальнейшем, описав пологую циркуляцию влево, вышел из опасного района.
Оказавшись на минном поле, крейсер и эсминец повторили ошибку кораблей, действовавших в аналогичных условиях в начале войны. После подсечения мины по наставлениям следовало выходить задним ходом, ни в коем случае не отклоняясь от первоначального курса. "Сообразительный" при развороте на минном поле подвергался большой опасности. "Ворошилов», получив сигнал с эсминца, на какое-то время застопорил ход, а затем продолжил движение вперед. Но параваны на малом ходу не подсекали мины, а подтягивали их к борту. Кроме того, немцы в якорных минах применяли гофрированные трубки, которые не перерезались резаком паравана.
В результате взрыва двух мин в корпусе "Ворошилова" в районе 83-93-го шпангоутов обоих бортов разошлись швы и вылетело множество заклепок. Оказалась затопленной большая часть нефтяных цистерн и креновых отсеков. Вода стала поступать также в первый подбашенный и второй дифферентный отсеки. Электротелеграфы, центральные автоматы стрельбы, стабилизированные посты наводки, освещение и телефонная связь вышли из строя. Нефтяные насосы во всех котельных отделениях, кроме кормового, остановились. Получили различные повреждения пожарная, маслоохладительная и санитарная магистрали, лопасти крылаток котельных турбовентиляторов, сами же вентиляторы оказались сдвинутыми с фундаментов. Была повреждена кирпичная кладка у четырех котлов. Разбились отражатели боевых прожекторов; пострадала и осветительная арматура. Вышла из строя артиллерийская оптика, были сорваны со своих мест агрегаты радиостанций и аппаратура радиоцентра, крейсер лишился радиосвязи.
К счастью, личный состав крейсера потерь не имел. Экипаж "Ворошилова" сразу же приступил к устранению повреждений. Уже через минуту после второго взрыва было восстановлено освещение, а еще через две - работали котлы, в 8.20 корабль смог развивать ход 30 узлов. Электротелеграфы, освещение, телефонная связь начали действовать спустя 10-15 минут. Для восстановления радиоаппаратуры потребовалось 20 минут. Через 40-45 минут аварийные партии предотвратили распространение воды по кораблю и полностью приостановили её поступление из-за борта.
Крейсер и эсминец, прервав операцию, направились в базу. Лидер "Харьков" в 7.48 отделился от отряда, обстрелял северную часть острова, а затем пошел к Бургасу. После подрыва крейсера он получил приказ возвращаться, в 8.58 повернул на курс отхода и в 16.00 присоединился к крейсеру и эсминцу.
2 декабря в 10.25 сигнальщик "Ворошилова" обнаружил самолет типа "Гамбург" (По всей вероятности - гидросамолет "Хейнкель-115") - 100-мм орудия выпустили по нему 14 снарядов. В 11.30 крейсер прибыл в Поти и ошвартовался у причала № 3. За 67 ч 32 мин он прошел 1271,1 мили.
10 декабря "Ворошилов" встал на завод № 201 в ремонт, продлившийся до 30 января 1943-го. При ремонте корпуса использовался тот же кессон, который был изготовлен для него в конце 1941-го.
27 января 1943 года Черноморская группа войск совместно с флотом начали наступательную операцию по освобождению Новороссийска и Таманского полуострова. В числе других перед ЧФ была поставлена задача огнем корабельной артиллерии содействовать частям 47-й армии в прорыве обороны противника на участке гора Колдун - цементные заводы. Для этого был выделен отряд огневого содействия в составе крейсера "Ворошилов" и эсминцев "Бойкий", "Беспощадный" и "Сообразительный".
В 18.10 31 января крейсер вместе с эсминцами вышел из Поти под флагом командующего эскадрой Л.А.Владимирского. Отряд лег на курс 315° и развил скорость 28 узлов. Перед выходом в море на корабли выдали координаты объектов удара. Стрельбу должны были обеспечивать корректировочные посты и самолеты. К 4 часам 1 февраля, как и было предусмотрено планом, корабли подошли к побережью северо-западнее Геленджика. Для уточнения кораблями своего местоположения относительно позиций советских войск гидрографы флота в заранее установленных точках на берегу разожгли несколько костров. По этим ориентирам штурманы кораблей выдали исходные данные для расчета стрельбы. "Ворошилов», не установивший надежной радиосвязи с береговым корректировочным постом, был вынужден стрелять по площадям. Корабли уменьшили скорость до 12 узлов и легли на боевой курс, параллельно береговой черте.
В 4.30 с дистанции 125- 130 кбт они открыли огонь. В этот момент для облегчения наводки орудий и повышения точности стрельбы ряд целей был освещен светящимися авиабомбами, сброшенными с самолетов МБР-2. В 5.11 артиллерийский налет закончился. Крейсер израсходовал 240 180-мм снарядов. Корабли отошли от берега, увеличили скорость до 26 узлов и в 15.40 благополучно вернулись в Поти. В результате этой операции было уничтожено около 50 дотов и дзотов, разрушено большое количество блиндажей, траншей и ходов сообщения. Зарегистрировано 8 больших пожаров и взрывов, предположительно, складов боеприпасов. Противник понес значительные потери в живой силе. Стрельба крейсера и эсминцев получила высокую оценку командования фронтом.
17 февраля крейсер перешел из Поти в Батуми. После гибели 6 октября 1943 года от ударов немецкой авиации лидера "Харьков" и эсминцев "Беспощадный" и "Способный". Ставка Верховного Главнокомандования использование без её ведома эсминцев и более крупных кораблей на Черном море запретила.
С 22 июня 1941 по 1 января 1944 года крейсер "Ворошилов» за 1097,5 ходового часа прошел 7645 миль, стоянка с прогретыми машинами составила 848 ч, стоянка с дежурным главным котлом - 5180 ч. Расход топлива - 21 326т.
18 августа 1944 года "Ворошилов" перебазировался в Новороссийск, а 5 ноября в составе эскадры ЧФ под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Н.Е.Басистого совершил переход из Новороссийска в Севастополь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года "За отличное выполнение боевых заданий командования, мужество и героизм личного состава, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками", крейсер "Ворошилов" был награжден орденом Красного Знамени.
Во время войны кораблем командовали: капитан 1 ранга Ф.С.Марков; с 29 марта 1943 года - капитан 2 ранга (затем капитан 1 ранга) Е.Н.Жуков.
Летом 1946-го командующий ЧФ адмирал Ф.С.Октябрьский на крейсере "Ворошилов" обходил порты кавказского побережья. 9 июня крейсер вышел из Севастополя. Плавание длилось 25 суток. Вот запись из дневника комфлота: "16.06.46, рейд Пицунда. Сегодня сделал смотр крейсеру "Ворошилов", общее впечатление неудовлетворительное. Есть ржавчина, грязь, а главное - крейсер требует ремонта. Поизносился за 5 лет».
После этого похода крейсер был поставлен в северный док завода № 497, и на нем провели доковые и неотложные работы (срок до среднего ремонта истек).
В дальнейшем "Ворошилов" входил в 50-ю дивизию крейсеров ЧФ. В 1949-м он занял 1-е место по состязательным артиллерийским стрельбам среди флотов. С мая 1948 по 7 сентября 1951 года кораблем командовал С.М.Лобов, ставший впоследствии адмиралом и в 1964-1972 годах командовавший СФ.
В апреле 1954-го "Ворошилов" был поставлен на капитальный ремонт и модернизацию на Севморзаводе № 497 в Севастополе. Но 17 февраля 1956-го его вывели из боевого состава флота, разоружили и 7 августа 1959 г. переклассифицировали в опытовое судно ОС-24 для испытаний новых видов ракетного оружия. До 31 декабря 1961 года он прошел модернизацию и был переоборудован по проекту 33.
Всего работы по переоборудованию "Ворошилова" длились более 10 лет. В них участвовали последовательно ЦКБ-56, ЦКБ-57 и ЦКБ-17. За это время проект еще раз был доработан для испытания ЗРКМ-11 "Шторм" и получил индекс 33М. Осенью 1964-го крейсер, ставший теперь опытовым судном ОС-24 (но продолжавший плавать под Краснознаменным военно-морским флагом), отошел от стенки завода. Это был совершенно другой корабль, не имевший с крейсером "Ворошилов» ничего общего, кроме корпуса и части энергоустановки (2 турбины и 4 котла). В том же 1964 году на нем начались испытания зенитно-ракетных комплексов "Шторм", а затем и "Оса-М", продлившиеся до 1966-го. Больше для испытаний оружия корабль не привлекался. Были предложения провести на нем испытания противолодочного комплекса "Метель" с очередным переоборудованием по проекту 33МП, но их так и не реализовали. ОС-24 продолжал нести службу в составе ЧФ в качестве учебного, для стажировки офицеров БЧ-2 кораблей, вооруженных комплексами "Шторм" и "Оса-М".
06 октября 1972 года его переклассифицировали в плавказарму (переименован в ПКЗ-19), а 2 марта 1973-го исключили из списков флота.
Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 1 ранга Марков Ф.С. (22.06.41 - 29.03.1943);
- капитан 2 ранга / капитан 1 ранга Жуков Е.Н. (29.03.1943 - 09.05.1945).