Сообщение Ingwar » Вт, 16 апр 2024 15:48:12
На прокуратуру были возложены четыре основные функции: общий надзор за законностью; надзор за следствием и дознанием; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания под стражей.
Направленный на места Циркуляр №1 Центральной прокуратуры предписывал первым советским прокурорам: «Поставить основной задачей такое повседневное направление работы прокуратуры, чтобы каждый трудящийся страны знал и понял, что именно в лице прокурора он всегда имеет первого и самого близкого защитника и охранителя его интересов». Согласитесь: напоминает Указ Императора Петра I от 17.04.1722 г. «О хранении прав гражданских»…?
«Временная инструкция губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора», утвержденная Циркуляром Наркома юстиции и Прокурора Республики Курского Д.И. от 29 июля 1922 г. №67, регламентировала организацию и деятельность губернской прокуратуры. В губерниях были созданы прокурорские участки, состоящие из одного или нескольких уездов, и за каждый из участков должен был быть ответственным специально назначенный помощник губернского прокурора.
Предусматривалось создание в губернской прокуратуре отделений: отделения общего надзора и наблюдения за местами заключения; отделения по организации обвинения и надзора за органами следствия и дознания. Допускалось формирование секций в рамках отделений. Инструкцией было также предусмотрено обязательное периодическое проведение губернского совещания по борьбе с преступностью под председательством именно губернского прокурора, с участием председателя Совета народных судей, председателя губернского революционного трибунала, заведующего рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), начальника ГО ГПУ, с целью объединения всех представленных органов в борьбе с преступностью, выработки согласованных мероприятий.
Кроме того, 13 декабря 1922 г. ЦК был издан совершенно секретный циркуляр № 288(c), в соответствии с которым выдвижение и отзыв губернского прокурора осуществляли губернские комитеты партии по согласованию с ЦК. На работу в прокуратуру на руководящие должности могли быть направлены только коммунисты, желательно имевшие высшее юридическое образование и до этого уже работавшие в правоохранительной или административно-управленческой системе.
Общий надзор прокуратуры состоял в том, что прокурор Республики наблюдал за законностью деятельности всех наркоматов, центральных учреждений и организаций, вносил предложения об отмене или изменении незаконных распоряжений и постановлений, а также опротестовывал такие постановления и распоряжения в СНК и Президиум ВЦИК; губернские прокуроры имели право присутствовать на всех заседаниях местных исполкомов (с совещательным голосом), вносить в исполкомы представления об отмене или изменении незаконных распоряжений и постановлений, изданных исполкомами и подчиненными им органами, а также опротестовывать такие распоряжения и постановления через Прокурора Республики в СНК или Президиум ВЦИК. Прокурор имел право возбуждать судебное преследование против должностных и частных лиц. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г. среди оснований возбуждения уголовного дела предусматривал «предложение прокурора»; прокурор мог направить дело для проведения дознания, предварительного следствия либо непосредственно в суд.
На прокуратуру был возложен надзор за следствием и дознанием. До 1922 года существовали пять самостоятельных следственных аппаратов: при чрезвычайных комиссиях (ЧК), при уголовном розыске (РКМ), народные следователи и следователи по важнейшим делам при отделах юстиции губернских исполкомов, следователи при революционных трибуналах. Кроме того, некоторые ведомства (Наркомат труда, Наркомат почт и телеграфов) создавали не предусмотренные законодательством свои следственные аппараты. Положение о судоустройстве 1922 г. объединило всех следователей, кроме военных (состоявших при военных трибуналах), понятием «народные следователи». Так, согласно статье 32 Положения, следователи состояли: при следственных участках; при губернском суде; при Верховном суде РСФСР; при отделе прокуратуры Наркомата юстиции Республики для производства срочных расследований по важнейшим делам. «Народными следователями» именовались только следователи при следственных участках; следователи при губернских судах именовались «старшими следователями», а следователи при Верховном суде и Наркомате юстиции — «следователями по важнейшим делам». Народные следователи, состоявшие при следственных участках, назначались губернским судом, утверждались губернским исполкомом и наркомом юстиции. В отношении старших следователей и следователей по важнейшим делам в Положении о судоустройстве сказано лишь, что они назначаются «определениями тех учреждений, при которых состоят». Старшие следователи также утверждались губернским исполкомом и наркомом юстиции. Таким образом, административно народные следователи были подчинены судам; надзор за производством следствия осуществляла прокуратура.
Прокурор имел право знакомиться с актами предварительного следствия и давать следователю обязательные указания; мог предложить следователю отменить избранную меру пресечения или заменить её другой или же избрать меру пресечения, если таковая не была избрана следователем; в случае несогласия следователя с предложением прокурора вопрос разрешался судом, которому подсудно дело. Также прокурор давал разрешение на производство выемки, для проведения обыска разрешение не требовалось. По окончании следствия прокурор вправе был вернуть дело на дополнительное расследование. Если прокурор считал дело достаточно выясненным, он решал вопрос о передаче дела в суд или о прекращении дела.
Прокурор осуществлял также надзор за производством дознания, имел право знакомиться со всеми материалами дознания в любой момент и по любому делу, давать органам дознания указания, предлагать произвести те или иные действия. Жалобы на действия органов дознания рассматривал также прокурор. Орган дознания направлял собранные материалы прокурору, если наказание, предусмотренное за преступление, превышало один год лишения свободы. По делам, поступившим от органов дознания, прокурор самостоятельно принимал решение о предании обвиняемого суду, производстве дополнительного дознания или предварительного следствия, прекращении дела. Прекращение прокурором дела могло быть обжаловано в суд. Кроме того, предусматривалось, что орган дознания не вправе самостоятельно прекращать уголовные дела, материалы необходимо было направлять прокурору.
Еще одна прокурорская функция - поддержание обвинения в суде, а также участие в гражданском процессе в случаях, установленных законом либо когда это будет признано необходимым прокуратурой или судом (если это требуется для защиты интересов государства или трудящихся).
В тоже время, Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1922 года было предусмотрено, что в качестве обвинителя могут участвовать в деле как прокурор и потерпевший, так и уполномоченные профсоюзов, инспекторы труда, а также представители рабоче-крестьянской, технической, продовольственной, санитарной и иных инспекций по делам их ведения. Другие лица могли быть допущены к участию в деле в качестве обвинителя только по особому определению суда. Прокурор в качестве обвинителя пользовался правами стороны в уголовном процессе. Обвинитель мог отказаться от обвинения, если приходил к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного обвинения. Однако такой отказ от обвинения не освобождал суд от обязанности разрешить дело по существу. Согласно Положению о прокурорском надзоре на прокуратуру возлагалось право кассационного и надзорного опротестования приговоров судов.
Таким образом, по факту и de iure произошло полное непризнание советским руководством дореволюционной государственной, в том числе юридической системы, советская прокуратура была воссоздана по своим полномочиям по аналогу «общенадзорной» и одновременно «обвинительно-судебной» прокуратуры Российской Империи.
Поставьте Славянину цель и он выживет в любых условиях, а Русские вообще не сдаются !!!
p.s.: приобрету знаки по теме