Сообщение Куинка » Пн, 11 июл 2011 07:59:43
"Б-67", "Б-867", "УТС-67"-большая торпедная ПЛ проекта 611.
Из истории.....
26 марта 1953 года заложена в г. Ленинграде на заводе №196 («Судомех») как большая торпедная ПЛ проекта 611, достраивалась в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в г. Молотовске по проекту В611.
5 сентября 1953 года спущена на воду.
11 сентября 1955 года поднят флаг ВМФ СССР.
15 сентября 1955 года первый выход в море.
16 сентября 1955 года 17 часов 32 минуты из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, успешно стартовала баллистическая ракета.
30 июня 1956 года вступила в строй.
В 1957 году экспериментальное затопление с целью проверки воздействия глубинных бомб (без экипажа).
В 1958 году модернизация по проекту ПВ611. Испытание ракеты С4,7.
В августе-сентябре 1959 года началась отработка подводного старта с подводной лодки на Белом море. Старт из-под воды долго не получался.
10 сентября 1960 года первый в СССР успешный прицельный пуск баллистической ракеты из-под воды по боевому полю. Ракета стартовала с глубины 30 метров при скорости лодки в 3,2 узла.
В 1964 году переоборудование на СРЗ-35 ВМФ (г. Роста) по проекту 611РА. В конце года было закончено, и ПЛ была предъявлена НИИ-3 для настройки станции «Радиан-1».
В 1965 году производилась настройка аппаратуры станции, проводились заводские ходовые испытания подводной лодки и государственные испытания станции «Радиан-1» с целью принятия её на вооружение. В конце года испытания станции «Радиан-1» окончились с положительными результатами.
1 апреля 1976 года расформирован экипаж.
Тактико-технические характеристики Проект В611
Водоизмещение надводное, м. куб. 1890
Водоизмещение подводное, м. куб. 2415
Скорость в надводном положении, узлов 16,5
Скорость в подводном положении, узлов 12,5
Дальность плавания в надводном положении, миль 3650
Дальность плавания в подводном положении, миль 290
Запас плавучести, проценты 27
Автономность, суток 58
Одновременно со строительством первых образцов подводных лодок послевоенного поколения начались работы по созданию для них новых типов вооружения, в первую очередь ракетного. Особенности подводной лодки, как аппарата движущегося в двух средах, накладывали суровые требования на хранение, транспортировку, подготовку и применение ракетного оружия, тем более что некоторые из них должны были нести ядерные заряды. В начале 50-х годов по проекту ОКБ-1 (НИИ-88), возглавляемого академиком С.П. Королевым, в сжатые сроки на базе оперативно-тактической ракеты “Р-11” была создана первая морская баллистическая ракета “Р-11ФМ” с дальностью стрельбы 150 км. На Северном машиностроительном предприятии под размещение двух таких ракет была модернизирована большая дизельная торпедная подводная лодка “Б-67” 661 проекта.
Первое в мире испытание этой стратегической ракеты морского базирования было проведено 16 сентября 1955 года на полигоне в Белом море с борта подводной лодки “Б-67” (командир капитан 2 ранга Ф.И. Козлов), находившейся в надводном положении. После этого было принято решение об аналогичном переоборудовании пяти лодок 661 проекта.
Летные испытания ракеты , получившей на флоте обозначение Р-11ФМ, начались в начале 1955 года на полигоне Капустин Яр. Первоначально ракеты запускались с неподвижной пусковой установки, а затем с качающегося стенда, имитировавшего волнение моря в 5 ... 6 баллов. Стенд представлял из себя вертикальную шахту с комплексом необходимых систем и приборов. Испытания продолжались до августа. Не обошлось без проблем. Ряд пусков закончились неудачно. За это время полностью подтвердилось мнение о безопасности для подводной лодки старта ракеты с жидкостным двигателем.
11 сентября 1955 года на первой ракетной подводной лодке "Б-67 "был поднят Военно-морской флаг. Первый выход на ракетную стрельбу назначили на пятый день после вступления лодки в строй. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября , на борт Б-67 была доставлена ракета . На лодку прибыли Исанин и Королев, а также представители промышленности и морского полигона. Уже после того, как лодка легла на боевой курс, на катере прибыл и поднялся на борт адмирал Л.А. Владимирский, временно исполнявший в то время обязанности заместителя главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению.
Чтобы обеспечить точную стрельбу, недалеко от поселка Ненокса были установлены створные знаки, обеспечивавшие выполнения задачи прицеливания. На воде, в точке старта, установили буй. За час до намеченного времени старта началась подготовка ракеты к пуску . 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года из акватории Белого моря, впервые в мире , с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, успешно стартовала баллистическая ракета . Как вспоминал впоследствии командир лодки Ф.И. Козлов, все страшно волновались. У Сергея Павловича Королева, руководившего подготовкой ракеты к старту, и отдавшему команду на пуск , пот градом катился со лба. В таком же состоянии прибывали и остальные руководители испытаний. Вскоре пришло донесение с боевого поля - ракета , пролетев 250 км, приземлилась, точность стрельбы в заданных пределах. Всего в 1955 году с" Б-67" было произведено восемь пусков .
. По результатам её испытаний и опытной эксплуатации решением правительства 4 строившиеся ПЛ по пр . 611 ("Б-73", "Б-78", "Б-79" и "Б-89") и одну из числа, находившихся в составе ВМФ ("Б-62"), переоборудовали по пр . АВ 611 (увеличение водоизмещения на 60 т, снижение скорости полного подводного и надводного хода на 2,5 3з и 4,5 уз соответственно, уменьшение автономности на 15 суток) ПЛ пр . АВ 611 приобрели новый вид оружия - 2 баллистические ракеты с ядерными зарядами. Стрельбы ракетами проводились при волнении моря 4 - 5 баллов на скорости хода 8 - 10 уз. Подготовка к старту осуществлялась в подводном положении и занимала около 2 часов. Старт первой ракеты производился через 5 минут после всплытия на поверхность, старт второй - через 5 минут после старта первой. Четыре ПЛ, переоборудованные на заводе № 402, были сданы флоту в 1957 г. , а одна ПЛ ("Б-89"), переоборудованная во Владивостоке на Дальзаводе, - в октябре 1958 г., в ходе их сдачи головная ПЛ "Б-73 " прошла испытания на полную глубину погружения.
Для отработки подводного старта было принято решение о переоборудовании ПЛ " Б -67" по пр . АВ -611 для проведения испытаний ракеты "Р-11 ФМ", доработанной для подводного старта. Испытания начались в середине 1959 г. и завершились 10 октября 1960 г. успешным запуском ракеты "Р-11 ФМ" из подводного положения.
Успешный ход работ по переоборудованию ПЛ пр. 611 по пр. В-611, АВ-611 и ПВ-611 позволил приступить к проектированию ракетных ПЛ нового поколения и созданию более совершенных комплексов баллистических ракет.
Использовались ПЛ пр. 611 и для отработки других видов вооружения и техники.
Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.
С уважением ЛЕОНИД.
-
Вложения
-
- ПОЧТОВЫЙ конверт-2005.04.01-03 16 сентября 1955 г. осуществлен первый в мире пуск баллистической ракеты с подводной лодки "Б-67".
© Издатцентр «Марка». Россвязь. 2005.
З. 05-6014. 01.04.2005.
Дизайн А. Тарасова
Изготовлено в Московской типографии Гознака
-
- Первый старт баллистической ракеты с ПЛ был произведен 16 сентября 1955 г. в 17.32. По результатам испытаний ПЛ " Б -67" была рекомендована для Принятия ВМФ СССР в качестве учебно-опытной для накопления опыта эксплуатации.
-
- Боковая проекция и схема опытовой ПЛ Б-67 пр.611РА. (проекция - http://deepstorm.ru/, схема - "Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.).
-
- Проекции ПЛ пр.611 ZULU разных вариантов (с) DIMMI, 2009 с использованием проекций с сайта http://atrinaflot.narod.ru/).
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.