ВОЗВРАЩАЮСЬ к вопросу о жетоне ЗДП "ЮГ" с изображением ПЛ.
Вот ещё подтверждение об УЧАСТИИ в учения "ЮГ-71"-ПОДВОДНЫХ СИЛ ВМФ СССР
!!!!
Это я всё к тому-что жетоны "ЮГ" с изображение ПЛ имели быть место и были выпущенны на заводе ПОБЕДА-но по тиражу и массовости конечно меньше чем с изображением НК....
Из Публикаций... ОТРЫВКИ из Книги...
История Средиземноморской эскадры: восстановить историческую справедливость. Часть I
Капитан 1 ранга в отставке
Евгений Чебаков, председатель ветеранов Средиземноморской эскадры
Подводники боевые задачи выполнили
О действиях подводников в Средиземном море пока еще мало написано по известным причинам.
Но еще в 1964 году выполняли задачи боевой службы в Средиземном море первые балтийские подводные лодки "С-250" и "С-187". Тогда соотношение противостоящих сторон в "холодной войне" на Средиземном море было не в пользу советских подводников, но как умело они действовали и учились действовать еще лучше!
ПЛ "С-187" капитана 2 ранга А. Семенова силы вероятного противника обнаружили в самом начале боевой службы. Но ей удалось оторваться от преследования и, действуя в зоне абсолютного превосходства противолодочных сил НАТО, подводники успешно выполнили задачи и благополучно возвратились в базу.
Черноморские подводники вошли в Средиземное море в конце 1964 года. И первой подводной лодкой была ПЛ С-70 капитана 2 ранга В. Бежанова.
Много интересных страниц посвятили действиям подводников ЧФ в Средиземном и Черном морях черноморские офицеры-подводники контр-адмирал Ю. Ничик и инженер-механик капитан 2 ранга В. Захар в книге "Подводные силы Черноморского флота".
"…В период арабо-израильской войны 1967 года в Средиземном море находилась плавбаза ПЛ "Магомет Гаджиев". На корабле из числа добровольцев был сформирован и практически отработан десантный отряд в составе 75 человек. Две черноморские подводные лодки "С-100" и "С-38" несли боевую службу. За успешное выполнение боевых задач были награждены орденом Красного Знамени командир плавбазы капитан 2 ранга Л. Потехин, командиры "С-38" и "С-100" капитаны 2 ранга Л. Скипидарников и В. Барановский, а также командир 27-й бригады ПЛ капитан 1 ранга В. Герасимов. Это были первые награды подводников 14-й дивизии подводных лодок ЧФ" ("Подводные силы Черноморского флота", 2004 г., с. 125).
С созданием 14-й дивизии ПЛ ЧФ черноморские подводные лодки напряженно несли службу в Черном и Средиземном морях. Во второй половине июля 1967 г. в район боевого патрулирования в Черном море вышла первая из ракетных подводных лодок ПЛ "С-162" (командир капитан 1 ранга И.В. Сергеев). В период с 1967 по 1974 гг. только подводные лодки проектов 613 и 633 двадцать раз выходили на боевую службу в Средиземное море, из них "С-97", "С-100", "С-157" выходили дважды, а "С-96" выполнила три боевые службы. В среднем каждая подводная лодка находилась в Средиземном море 120 суток, а в отрыве от пункта постоянного базирования – более 8 месяцев.
В 1969 г. в Средиземном море впервые на боевую службу на 7 месяцев прибыла 161-я бригада дизельных подводных лодок пр. 641 Северного флота. 4-я эскадра подводных лодок Северного флота многие годы целыми бригадами несла боевую службу продолжительностью 8–13 месяцев.
Успешно решали боевые задачи в Средиземном море атомные подводные лодки Северного флота. Их служба протекала под толщами вод Средиземного моря, и об этом, видимо, еще расскажут и очевидцы, и писатели. Но какое впечатление они производили, появляясь в редких случаях на поверхности моря, и какую гордость испытали моряки-средиземноморцы за наш флот, прекрасно описал Павел Романович Дубягин, контр-адмирал в отставке, начальник политотдела 5-й эскадры в 1973–1976 годах в своей книге "На Средиземноморской эскадре", первой большой книге об эскадре.
В июне 1971 г. по плану маневров "Юг-71" на крейсере "Дзержинский" вышел в Средиземное море министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко. "…Утром крейсер с министром подошел к банке Джонстон, где стояли на якорях корабли 5-й эскадры. Сигнал "захождение", и крейсер становится на якорь. Министр еще не успел сойти с мостика, а чуть поодаль от ордера внезапно всплыли атомные подводные лодки, показав свои мокрые блестящие огромные корпуса над водой, – зрелище редчайшее…
…Всего лишь 75 миль, три часа хорошего хода крейсера отделяли нас от исторического места – Чесмы! Одно упоминание об этой победе флота переполняли душу русского человека чувством гордости за свою Родину, за доблестный Российский флот".
(П.Р. Дубягин. "На Средиземноморской эскадре", изд. 2006 г., с. 120, 123).
Особый случай произошел на ПЛ "С-147". Во второй половине похода в 1970 г. произошла авария – обрыв тяги привода вертикального руля. Подводная лодка не управлялась. В тяжелых погодных условиях, в темное время суток с целью скрытности, всплыв в надводное положение, личный состав нестандартным способом неисправность устранил. Подводная лодка продолжила боевую службу и задачи выполнила на "отлично".
Командир ПЛ "С-147" капитан 2 ранга А.И. Лушников был удостоен ордена Красной Звезды
Вместе с подводниками Балтики и Севера черноморцы проявляли большое мастерство, героизм и мужество в тяжелейших условиях плавания в Средиземном море, в условиях постоянного противодействия противолодочных сил. Находясь в зоне арабо-израильских войн, они достойно выполняли свой интернациональный долг.
Но длительное время труд и подвиг подводников ВМФ не находил признания из-за трудностей документального подтверждения участия конкретных кораблей в оказании помощи дружественным странам.....
Автор:
Евгений Чебаков
Источник:
Флот - XXI век.
Средиземноморская эскадра боевая служба "холодная война" .
Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.
С уважением ,Леонид.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.