Сообщение Дед1954 » Сб, 21 мар 2020 05:41:35
СЧАСТЛИВАЯ «ЩУКА»: НЕ МИФ, А РЕАЛЬНОСТЬ.
СУТКИ ПОД ПАРУСАМИ
В начале Великой Отечественной войны экипажем дизельной подводной лодки «Щ-421» командовал капитан 3 ранга Николай Лунин, у которого старшим помощником был капитан-лейтенант Федор Видяев. Оба – легендарные личности, вписавшие немало ярких строк в летопись ВМФ. Лунин впоследствии стал Героем Советского Союза, контр-адмиралом и вошел в историю отечественного подплава как командир, торпедировавший германский линкор «Тирпиц». Именем же Видяева, погибшего летом 1943 года вместе с экипажем «Щ-422» в студеных глубинах Баренцева моря, назвали заполярный гарнизон подводников, где ныне базируются атомные субмарины Северного флота.
В марте 1942 года Лунина назначили командиром на подлодку «К-21», а вместо него на «Щ-421» – Федора Видяева. 8 апреля 1942 года после успешной атаки вражеского конвоя «Щука», находясь в подводном положении, на подходе к Лаксе-фьорду неожиданно подорвалась на мине. Лодка получила сильный дифферент на нос, который затем перешел на корму. В кормовых отсеках погас свет, из поврежденных торпедных аппаратов и через трещины в корпусе хлынула вода, многие приборы и механизмы вышли из строя. «Щ-421» всплыла, пробоины подводники заделали, забортную воду откачали. Лодка осталась на плаву, но потеряла ход и возможность погружаться. И все это происходило в 1,5–2 милях от вражеского берега. Однако североморцев спасли снежный заряд и отливное течение. Подводники собрали брезентовые чехлы от дизеля и торпед, скрепили между собой, натянули их на перископы и под такими импровизированными парусами шли двадцать три часа, пока 9 апреля им на помощь не подошла «К-22» под командованием капитана 2 ранга Виктора Котельникова. Экипаж «Щуки» эвакуировали, а её саму четырежды пытались взять на буксир, но безрезультатно. А тут еще на горизонте появились немецкие надводный корабль и самолет-разведчик, поэтому моряки решили не рисковать жизнями двух экипажей и торпедой с «К-22» потопили «Щ-421»…
После войны были найдены трофейные архивные документы, из которых стало известно, что, как оказалось, немцы трижды обнаруживали нашу «Щуку» с берега, но приняли её за норвежский рыболовецкий траулер, для которых ходить в море под парусами было в принципе обычным делом.
«ПОГРУЖАЙТЕСЬ БЕЗ МЕНЯ!..»
19 февраля 1942 года подводная лодка «Щ-403», которой командовал капитан-лейтенант Семен Коваленко, высадив на вражеский берег группу разведчиков, ночью в надводном положении выходила из норвежского Порсангер-фьорда. Внезапно она встретила немецкий отряд боевых кораблей в составе минного заградителя «Бруммер» и двух тральщиков «М-1502» и «М-1503». На «Щуке» вахтенный офицер, находившийся в рубке на командирском мостике, растерялся и вместо того, чтобы скомандовать: «Срочное погружение!», пригласил командира на мостик. Коваленко, поднявшись из прочного корпуса наверх, мгновенно оценил обстановку: лодку обнаружили, а один из тральщиков уже пытается выйти на таран. Расстояние между ним и «Щ-403» резко сокращается, и о погружении, даже самом срочном, уже не может быть и речи. Более того, по лодке вражеские корабли открыли ураганный артиллерийский и пулеметный огонь. Командир «Щуки» дал команду приготовить кормовые торпедные аппараты к залпу. Аппараты приготовили к стрельбе. Но в тот момент, когда уже нужно было выстрелить по минному заградителю, команда на залп до кормового отсека почему-то не дошла. Однако лодка смогла уклониться от таранного удара тральщика.
Вслед за ним в атаку на «Щуку» вышел минный заградитель. Но командир «Щ-403» прикинул по расстоянию до «Бруммера», что «по-срочному» лодка погрузиться успеет. Подал команду: «Срочное погружение!», – и в этот момент его тяжело ранило. Коваленко упал в ограждении рубки, прозванном подводниками за полукруглые обводы «лимузином». Вахтенный офицер, выждав короткое время, оглядел мостик и поспешил к рубочному люку. Крикнул: «Есть кто в «лимузине»?» Ответа не последовало. А еще он увидел, как вниз, в прочный корпус, спускался кто-то тяжело раненный, окровавленный, и офицер посчитал, что – командир. Но это был боцман.
Вахтенный офицер дал возможность мнимому командиру спуститься в центральный пост. Но, когда начал закрывать за собой рубочный люк, внезапно увидел в темноте лежащего командира, последними словами которого были: «Погружайтесь без меня!»
Лодка успела погрузиться на глубину лишь семь метров. Таранного удара минного заградителя избежать ей не удалось, хотя и пришелся он вскользь по легкому корпусу, погнул перископы, перекосил ограждение рубки…
Капитан-лейтенант Коваленко остался жив. Немцы подобрали его из воды. Вначале Семен Иванович выдавал себя за краснофлотца. Однако, по агентурным сведениям, немцы все же установили, что он – командир подводной лодки. О мужественном поведении североморца в плену свидетельствует тот факт, что в 1944 году его расстреляли, по архивным свидетельствам, за попытку поднять восстание среди военнопленных в концлагере, который находился во Франции.
ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ
А «Щ-403», вот уж воистину счастливая «Щука», оторвалась тогда от преследования и возвратилась в базу. её командиром назначили капитан-лейтенанта Константина Шуйского. И если Петр Вельяминов в фильме сыграл все же собирательный образ командира подводной лодки капитана 3 ранга Алексея Строгова, то обстоятельства, касавшиеся личности Константина Матвеевича, по любому остались, образно говоря, за кадром.
Дело в том, что в 1939 году за гибель «Щ-424» его приговорили к расстрелу. Но за Шуйского вступились офицеры-подводники: отправили письмо на имя Сталина. В нем изложили все произошедшее: лодка попала под таранный удар рыболовецкого сейнера, который возвращался с удачным уловом, поэтому его команда была навеселе. В результате сейнер так «лихо» маневрировал, что прижал лодку к берегу, а затем – в снежном заряде – и вообще протаранил. Тогда погиб практически весь экипаж «Щуки». Спасли лишь семерых, в том числе командира. Шуйского приговорили к высшей мере, но за него вступились уже тогда именитые Иван Колышкин, Николай Козлов и другие. На свой страх, риск и удивление отстояли: расстрел Шуйскому заменили десятилетним заключением в лагере. А в 1941-м командиры североморского подплава вновь обратились уже к наркому обороны с ходатайством вернуть Шуйского на флот как опытного офицера-подводника.
Первой военной осенью Константин возвратился в Полярное, следом пришло личное дело с записью «с последующим отбытием срока заключения после войны». Да видно все же не судьба была Константину Матвеевичу вновь отправиться «в места не столь отдаленных». Причиной стал знаменитый декабрьский 1941-го года бой подводной лодки «К-3», которой командовал прославленный Магомет Гаджиев, а Шуйский был у него старпомом. Тогда их лодка потопила транспорт, подверглась преследованию, всплыла в надводное положение и расстреляла преследовавшие её корабли охранения конвоя. В итоге наградили орденами и медалями весь экипаж, кроме одного человека – Шуйского: с него сняли судимость. А в марте 1942 года капитан-лейтенант Шуйский стал командиром «Щ-403». Лодка под его началом стала впоследствии Краснознаменной.
-
Вложения
-
- Щ.jpg (149.23 КБ) 1842 просмотра
-
- Щ-ВОВ.jpg (177.18 КБ) 1842 просмотра
-
- Щ-памятник.jpg (162.07 КБ) 1842 просмотра
-
- Щ-Полярный сегодня.jpg (112.82 КБ) 1842 просмотра
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.