Линкор «Императри́ца Екатери́на Вели́кая»
«Императри́ца Екатери́на Вели́кая» — российский дредноут типа «Императрица Мария».
Активно использовался в боевых операцях русского Черноморского флота во время Первой мировой войны. Название корабля неоднократно менялось… 11 октября 1911 года предварительно зачислен в списки Императорского флота под названием: «Екатерина II» (в память о первом черноморском броненосце), заложен 11 июня 1911 года (по другим данным 17 октября 1911 года) на заводе Общества Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ, впоследствии «Наваль») в Николаеве, в один день с закладкой однотипных линкоров на заводе «Руссуд»: «Императрица Мария» и «Император Александр III». 27 июня 1915 года, при зачислении в действующий состав флота — переименован в «Императрица Екатерина Великая», в связи с тем, что аналогичные корабли заложенные на заводе «Руссуд» изначально имели названия с императорскими титулами, 18 апреля 1917 года переименован в «Свободная Россия». В процессе постройки корабль подвергся модернизации с учётом недостатков, проявившихся в ходе государственных испытаний головного дредноута «Императрица Мария». Отличительные особенности силуэта: бушпритный прилив в носовой части корпуса; смещение на две шпации (на 2,4 метра) в корму, всех боевых рубок, мачт и дымовых труб, всех башен главного калибра и всех казематных орудий противоминного калибра, индивидуальное конструктивно-архитектурное исполнение мостиков на носовой боевой рубке.
Рабочее проектирование и постройка.
В процессе рабочего проектирования и постройки в первоначальный базовый проект были внесены существенные изменения, с учётом недостатков выявленных в процессе государственных испытаний головного линкора «Императрица Мария». В этой связи этот корабль является модифицированным вариантом по отношении к головному.
Боевые действия.
Корабль с 16 апреля 1917
Вместе с крейсером «Память Меркурия» входил во вторую тактическую маневренную группу. Участвовал в набеговых действиях на турецкое побережье. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года принимал участие в Трапезундской операции Кавказского фронта.
8 января 1916 года во время очередного патрулирования столкнулся с германским линейным крейсером «Гёбен» (в тот момент формально турецким крейсером «Явуз Султан Селим»). После обмена залпами на максимальной дистанции турецкий крейсер стал отходить. Русский линкор начал преследование, продолжая вести огонь из 305-мм орудий ещё 30 минут, причем последние залпы были сделаны с дистанции более 20 км (120 каб.).
«Явуз Султан Селим» получил лишь осколочные попадания и ушёл в Босфор
В июне 1917 года прикрывал минные постановки в районе Босфора. 14 ноября 1917 года выходил в море на перехват германо-турецкого крейсера «Бреслау» (формально — «Мидилли»).
После 1917 года.
30 апреля 1918 года линкор и некоторые другие корабли Черноморского флота были переведены из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск. Германские власти, оккупировавшие к тому моменту большую часть Крыма, потребовали вернуть корабли в Севастополь. По решению советского правительства, во избежание захвата немцами, линкор был потоплен торпедами, выпущенными с эсминца «Керчь»
В 1930-х годах ЭПРОНом были подняты две башни главного калибра, лежавшие рядом с корпусом. Сам линкор лежал на грунте вверх днищем на глубине 42 метра, возвышение над грунтом 13 метров. Прежде чем приступить к подъёму корпуса, необходимо было изъять из погребов корабля боезапас — несколько сотен тонн снарядов и полузарядов с порохом. Для подъёма боезапаса привлекли курсантов Водолазной школы под руководством опытных водолазов И. Т. Чертана и В. И. Правдина.
Для проникновения в погреба возникла необходимость пробить лазы в днище линкора. Первый заряд сработал удачно, путь к одному из погребов был открыт. Чертан заложил ещё один боезаряд над снарядным погребом. При взрыве заряда сдетонировали снаряды главного калибра. Вода взметнулась на высоту более 100 метров, волной притопило водолазный бот, с палуб катеров обеспечения смыло людей. Чертан, находившийся без шлема, в тяжелом водолазном снаряжении, волной был сброшен за борт. Курсантам едва удалось его спасти. При обследовании линкора комиссией ЭПРОНа, в связи с тем, что корпус сильно разрушился, было принято решение от подъёма отказаться..(Материал из свободной википедии).
Краснодарское региональное отделение .
ПРОЕКТ "РАСКРЫВАЯ ТАЙНЫ ЛИНКОРА "ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ"
Так называется подводная экспедиция к затопленному линкору времен Первой мировой войны, организованная Краснодарским краевым отделением Русского географического общества. Проект посвящен 100-летию начала Первой мировой войны и вековой годовщине спуска на воду легендарного линкора в мае 2014 года. Это один из ключевых подводных проектов Общества.
В 2014 году Отделение получило медиа-грант для создания о судне и экспедиции документального фильма, который завершен в начале 2015 года.
Сейчас корпус некогда грозного боевого корабля покоится на глубине 38–40 метров на траверзе мыса Дооб.
Специалисты Центра подводных исследований Краснодарского краевого отделения несколько лет готовились к проекту "Раскрывая тайны линкора "Императрица Екатерина Великая".
И наконец в 2013 году под руководством председателя Отделения Ивана Чайки и главы Центра подводных исследований Сумбата Александрова началась работа, рассчитанная до 2015 года.
За первый год дайверам удалось проникнуть во внутренние помещения корабля и частично расчистить их от илистых отложений и завалов. Была проведена фото- и видеосъемка линкора и его элементов, составлена 3D модель судна. Были демонтированы и подняты на поверхность отдельные конструкции и прочие предметы, имеющие мемориальную ценность. Проведена работа по поиску документов, связанных с историей корабля. Кроме того специалисты провели экологический мониторинг акватории Черного моря.
В 2014 году, в честь 100-летия спуска на воду линейного корабля "Императрица Екатерина Великая", на нем под водой была установлена мемориальная доска, а также прошло одно из самых значимых событий проекта – встреча с потомками моряков, служивших на линкоре.
Специально к столетию линкора организаторы проекта выпустили памятную медаль.
Она изготовлена из материалов с затопленного судна. Эти памятные награды были вручены самым активным участникам экспедиции и потомкам моряков с легендарного корабля.
Большую помощь в работе над проектом "Раскрывая тайны линкора "Императрица Екатерина Великая" оказали корпоративная ассоциация "Газпром на Кубани" и ООО "Воксиа".