Сообщение Капраз » Пт, 13 май 2011 20:25:46
5 октября 1935 года, на стапеле № 1 завода № 198 имени А.Марти в Николаеве заложили "заказ № 297" - крейсер пр.26 "Ворошилов". Спущен на воду он был 28 июня 1937-го. Стапельные работы длились 20 месяцев, и еще 30 месяцев корабль достраивался на плаву. 4 декабря 1939 года корабль был предъявлен на испытания, которые закончились 27 мая следующего года. После вступления в строй крейсер "Ворошилов" вошел в состав ОЛС ЧФ в качестве флагманского корабля, на нем держал свой флаг контр-адмирал Т.А.Новиков. Корабль отрабатывал задачи боевой подготовки, как одиночные, так и в составе отряда. С 14 по 20 июня 1941 года участвовал в больших учениях флота, проводимых совместно с войсками Одесского военного округа. К началу войны крейсер прошел 16 892 мили за 1494 ходовых часа.
С 22 июня 1941 по 1 января 1944 года крейсер "Ворошилов» за 1097,5 ходового часа прошел 7645 миль, стоянка с прогретыми машинами составила 848 ч, стоянка с дежурным главным котлом - 5180 ч. Расход топлива - 21 326т.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Обстреливал немецкие и румынские позиции в июне 1941 г. Поврежден 2-мя авиабомбами 31.10.1941 г., отбуксирован в Поти для ремонта. Вернулся в строй в феврале 1942 г. 30.11.1942 г. поврежден при подрыве на минах у о-ва Змеиный. Отремонтирован и с 30.01.1944 г. снова в строю.
18 августа 1944 года "Ворошилов" перебазировался в Новороссийск, а 5 ноября в составе эскадры ЧФ под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Н.Е.Басистого совершил переход из Новороссийска в Севастополь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года "За отличное выполнение боевых заданий командования, мужество и героизм личного состава, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками", крейсер "Ворошилов" был награжден орденом Красного Знамени.
Во время войны кораблем командовали: капитан 1 ранга Ф.С.Марков; с 29 марта 1943 года - капитан 2 ранга (затем капитан 1 ранга) Е.Н.Жуков.
Летом 1946-го командующий ЧФ адмирал Ф.С.Октябрьский на крейсере "Ворошилов" обходил порты кавказского побережья. 9 июня крейсер вышел из Севастополя. Плавание длилось 25 суток.После этого похода крейсер был поставлен в северный док завода № 497, и на нем провели доковые и неотложные работы (срок до среднего ремонта истек).
В дальнейшем "Ворошилов" входил в 50-ю дивизию крейсеров ЧФ. В 1949-м он занял 1-е место по состязательным артиллерийским стрельбам среди флотов. С мая 1948 по 7 сентября 1951 года кораблем командовал С.М.Лобов, ставший впоследствии адмиралом и в 1964-1972 годах командовавший СФ.
В апреле 1954-го "Ворошилов" был поставлен на капитальный ремонт и модернизацию на Севморзаводе № 497 в Севастополе. Но 17 февраля 1956-го его вывели из боевого состава флота, разоружили и 7 августа 1959 г. переклассифицировали в опытовое судно ОС-24 для испытаний новых видов ракетного оружия. До 31 декабря 1961 года он прошел модернизацию и был переоборудован по проекту 33. Всего работы по переоборудованию "Ворошилова" длились более 10 лет.
Осенью 1964-го крейсер, ставший теперь опытовым судном ОС-24 (но продолжавший плавать под Краснознаменным военно-морским флагом), отошел от стенки завода. Это был совершенно другой корабль, не имевший с крейсером "Ворошилов» ничего общего, кроме корпуса и части энергоустановки (2 турбины и 4 котла). В том же 1964 году на нем начались испытания зенитно-ракетных комплексов "Шторм", а затем и "Оса-М", продлившиеся до 1966-го. Больше для испытаний оружия корабль не привлекался. Были предложения провести на нем испытания противолодочного комплекса "Метель" с очередным переоборудованием по проекту 33МП, но их так и не реализовали. ОС-24 продолжал нести службу в составе ЧФ в качестве учебного, для стажировки офицеров БЧ-2 кораблей, вооруженных комплексами "Шторм" и "Оса-М".
6 октября 1972 года его переклассифицировали в плавказарму (переименован в ПКЗ-19), а 2 марта 1973-го исключили из списков флота.
-
Вложения
-
-
Честь имею!