Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Знакомый образ №3
Москва – Ереван – Москва. Коллекция А.Я. Абрамяна
Выставка трофейного оружия на Поклонной горе
Все на торги! Старт - миллиард

По следам одного портрета. Генерал Ромёф.

France. Fhaleristique Française, Médailles, médailles et insignes de la France

Модераторы: FRANCIOS, Numizmat555

Аватара пользователя
cambronne
Старшина 1 статьи
Старшина 1 статьи
Сообщения: 820
Зарегистрирован: Пт, 22 июн 2012 22:55:26

По следам одного портрета. Генерал Ромёф.

Сообщение cambronne » Пн, 20 май 2019 22:04:06

Александр Ромёф или Людовик Ромёф?
(По следам одного портрета)
Когда мы осматриваем в музеях какие-нибудь портреты, то, обычно, верим подписям под ними. Ведь за каждым из этих полотен, стоят исследования историков, или имена художников, их годы жизни, или даты написания этих самых портретов.
Но историки тоже могут и ошибаться. У любого героя, изображенного на картине, наверняка были родственники: отец, брат, дядя. Встречаются и однофамильцы. И что самое интересное, они тоже могут оказаться военными. Так что, вполне возможно, что на давно знакомой нам картине, изображён совсем другой человек…
И тогда, чтобы понять, кто именно изображен на данном портрете, приходится изучать послужные списки всех кандидатов, сравнивать их. А ещё, более внимательно изучать другие портреты претендентов и их биографии.
Так случилось, например, с известным портретом генерала и барона Жана-Людовика Ромёфа, который экспонируется в Музее Армии в Париже. Автор статьи, случайно обратил внимание на множество несоответствий в этом портрете.

Изображение
Портрет генерала Жана-Людовика Ромёфа из Музея Армии в Париже

Автор предположил, что на портрете изображен не Жан-Людовик Ромёф, погибший в 1812 году, а его младший брат, и тоже барон, Жак-Александр. Для своего расследования, автор решил использовать послужные списки и награды обоих генералов, и таким образом, доказать своё предположение.
Не так давно, наш коллега по Форуму, Алексей, связался с наследниками Ромёфов во Франции, и те подтвердили, что на портрете в Музее Армии изображен именно старший брат - Жан-Людовик Ромёф. Но высказывание родственников автора статьи не убедило.
Итак, Людовик Ромёф участвовал во многих кампаниях Республики и Империи. Однако, свой генеральский чин он получил лишь в 1811 году. Нам же, он больше известен тем, что был смертельно ранен в 1812 году в сражении у Москва-реки.
Находясь в офицерских чинах, он стал командором ордена Почётного Легиона и кавалером саксонского ордена св. Генриха. Однако, на портрете, при внимательном изучении генеральского мундира, мы видим не командорский, а лишь офицерский знак ордена Почётного Легиона (к нему мы еще вернемся), и два, весьма условно прорисованных, креста (георгиевского типа). Можно, конечно, допустить, что знак на голубой ленте, и есть саксонская награда (хотя мало похожа). Но что же тогда за знак висит с ним рядом, на красной ленте? В послужном списке Людовика Ромёфа, больше ничего нет.

Изображение
Награды крупным планом.

Теперь рассмотрим награды Александра Ромёфа. Из биографии генерала, нам известно, что он был кавалером ордена св. Людовика. Ромёф не принял предложение Наполеона при Ста Днях, и не поддержал его. Такая его верность королю, была замечена свыше, и вскоре, он стал кавалером ордена св. Людовика. На портрете (предположительно) это и есть крест на красной ленте (и он тоже мало похож).
И ещё из биографии Александра Ромёфа мы узнаём, что долгое время, он служил в королевстве Неаполя, и даже, был адъютантом короля Мюрата. Крест с голубой лентой и с розеткой, это (предположительно), командорский знак ордена королевства Обеих Сицилий. Но почему же вдруг крест? Ведь знак ордена Обеих Сицилий, это пятиконечная перевернутая звезда.
Этому есть объяснение. Портрет написан в 1845 году. А Указом короля Фердинанда Сицилийского, ещё в 1820 году, орден Обеих Сицилий был слит, с более ста¬рым королевским орденом св. Георгия, который, после этого слияния, стал называться (в честь воссоединения обеих частей королевства Сицилии), как орден св. Георгия Воссоединения. И этот новый знак, действительно, имел форму креста и носился (!) на голубой ленте.
Автор должен повториться, что оба знака на портрете весьма условно напоминают оригиналы. Но, вполне возможно, что художник, вовсе и не стремился их выделять. Кстати, автором портрета была некая дама Луиза-Аделаида Дено, довольно известная, в середине XIX-го века, художница. А истории некоторых портретов той эпохи, лишь доказывают, что дамы-художницы, иногда, весьма вольно обращались и с мундирами, и с наградами своих заказчиков.
Напомним также, что орден св. Людовика к 1843 году был уже запрещён к ношению, а неаполитанский орден, художница, возможно, никогда и не видела. Но знала или предполагала, что это крест. А оставила их недорисованными, чтобы выяснить их настоящий вид и только потом завершить портрет. Но, что-то помешало ей закончить работу. Может быть, окончанию работ помешала смерть заказчика в 1845 году?…
Знак на красной ленте (предположительно, орден св. Людовика) изображен без лилий между лучей. Именно в таком виде носили его знак военные при Луи-Филиппе и позже. Ибо, только убрав с креста лилии (знак династии Бурбонов), кавалеры еще могли продолжать носить эту награду.
Наличие же на портрете столь знакомого ордена Почётного Легиона четвёртой модели, также стоит рассмотреть.
Итак, его командорская степень присутствует в послужных списках и у Людовика, и у Александра. Но, почему же тогда, на портрете мы видим лишь офицерскую степень?
Дело в том, что внешне, это может быть и офицерская, и командорская степень. Как оказалось, при Наполеоне обе эти степени, первоначально, носились ОДИНАКОВО, на левой стороне груди. И только при короле, командорская степень окончательно перекочевала на шею (Об этом была статья в «Рейтаре» 2018 года).
Однако, широко известны портреты генералов эпохи Реставрации и Луи-Филиппа, где старые наполеоновские генералы носят своего командора по-старинке ― на лацкане на левой стороне груди. Кроме того, портрет писался во время Консульства. Следовательно, художник написал командорский знак, как это было принято в первые годы Консулата при Наполеоне Первом.
Итак, старший брат мог иметь на мундире только два ордена, тогда как младший ― три. Конечно, возможно, Людовик мог иметь и какую-то неучтенную награду. Но нам о ней ничего не известно.
Но на этом история Ромёфов не закончилась. Недавно, наш коллега Алексей получил из Франции еще один черно-белый портрет. И он был подписан, именно как Александр Ромёф.
Портрет относится к эпохе Реставрации. На шее у генерала два командорских знака: Почётного Легиона и Обеих Сицилий. В петлице виден знак ордена св. Людовика с лилиями между лучей. Так что тут, скорее всего, первые годы Реставрации, так как орден Обеих Сицилий был слит с неаполитанским орденом Воссоединения в 1820 году.
Автору кажется, что Александр, почему-то в эпоху Реставрации выглядит намного старше. Возможно, его старит странная борода.

Изображение
Портрет генерала Жака-Александра Ромёфа с командорскими знаками орденов Почетного Легиона и Обеих Сицилий, и знаком ордена св. Людовика.

Ещё одним доказательством, что на цветном портрете именно младший из братьев - Александр Ромёф - служит сама внешность генерала. Надо просто внимательней в него всмотреться. На нём изображен мужчина с прической, характерной для середины девятнадцатого века. Кроме того, на нём мундир эпохи Луи-Филиппа. Разумеется, художница, родившаяся в посленаполеоновскую эпоху, могла придать своему герою (которого она НИКОГДА не видела) облик современника: с современной причёской и мундиром (на эпоху Консульства), а также, и с невнятными наградами.

Следовательно, автор предполагает, что Людовик Ромёф, погибший при Бородине, никоим образом не мог носить ни такой мундир, ни такие награды, ни такую прическу. А значит, на цветном портрете изображён его младший брат Александр.
К тому же, возникает и такой вопрос: а с какой, собственно, стати, Александр Ромёф в 1845 году (за пару лет до своей смерти), стал бы заказывать портрет старшего брата, а не свой собственный? К тому же, он-то уж точно знал, и как должны выглядеть награды эпохи Наполеона, и какие их степени имел его погибший брат…
Что до утверждения наследников фамилии Ромёф, то согласитесь, им лестно, что на портрете изображен их предок, героически погибший на поле битвы под Москвой, а не второй брат, мирно почивший в своей постели тридцать три года спустя…

P.S. Возможно, на Форуме имеются специалисты, которые смогут что-то сказать по мундиру генерала?

Вернуться в «Франция»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей