Сообщение Куинка » Вс, 24 ноя 2013 03:24:17
Папиросы
Начало двадцатого века было весьма успешным для развития табачной промышленности в России. Первая мировая война оказала “хорошую услугу” табачникам, особенно фабрикам, выпускающим папиросы. Папиросы вошли в вещевое довольствие солдат, а потому государство само финансировало заказы на их производство. А вот дальше, после революции 1917 года, выпуск папирос падает столь же стремительно, как когда-то развивался. После гражданской войны из 260 работавших до нее предприятий, осталось всего 38, да и те постоянно останавливались из-за нехватки сырья. Бойцы, рабочие, крестьяне, шахтеры - все те, кто как каторжные трудились на благо Советской России, требовали папирос и табака, а его не хватало. Правда столичные предприятия “Ява” (бывшая “Табачная фабрика С.Габай”), “Дукат”, ДГТФ (Донская государственная табачная фабрика), Фабрики им. Урицкого (бывшая “Лаферм”) и им. К.Цеткин (бывшая “Шапошников и Ко”) в Петербурге умудрялись работать. Конечно же, в это трудное время выпускалась продукция самого простого ассортимента: только табак и папиросы, да и те распределялись “по разнорядке”. Это были папиросы с достойными того времени названиями - “Тачанка”, “Смычка”, “Наша гордость”, “Октябрь” и т.д. Затем, после 1928 года наблюдался некоторый подъем отрасли. Во второй половине 30-х годов была выпущена и ныне самая популярная марка папирос “Беломорканал”, а так же родственные ему “Север”, “Байкал”, “Прибой” и более презентабельный “Казбек” в твердой упаковке.
Великая Отечественная война опять надолго выбила табачников из колеи. Потребление папирос и табака во время войны, как правило, растет, а значительная часть производств была разрушена или оказалась в зоне оккупации уже в первые месяцы войны. Оставшимся фабрикам приходилось очень туго. Про них даже стали ходить легенды, будто диаметр советских папирос был как раз таким, как у патронов, чтобы в случае необходимости можно было на тех же станках быстро запустить выпуск боеприпасов.
После войны для папирос высших сортов начали использовать хорошую полиграфию и упаковку, и сами папиросы были куда качественнее и богаче по ассортименту: “Юбилейные”, “Герцеговина Флор”, “Фестиваль” и др. Мешка московских папирос первого сорта делалась из высокосортного табака “Сам-сун” и “Дюбек” с тремя типами ароматических добавок и с тремя же вкусовыми. Они назывались соответственно духу времени “Советский Союз” и гарантировали тонкий, яркий, но мягкий аромат. Эта марка была одной из трех самых престижных (другими были “Московские” и “Салют Родины”). По ценам до реформы 1961 года стоили они довольно дорого – от 6,3 до 7,9 рублей. Рижские папиросы второго класса “Советская Прибалтика” и ростовские “Чапаев” отличались более насыщенным вкусом и чуть большей крепостью. Одинаковые марки могли упаковываться по 10 или 25 штук в пачку и стоили по 2,3 и 5,75 рублей, соответственно. Начиная с третьего сорта, папиросы уже не изготавливались в строгом соотношении определенных табаков, были куда проще, крепче и дешевле – от 1,55 до 3,9 рублей. Это “Казбек”, “Баку”, “Эстония”, “Москва-Волга”, “Севан”, “Ташкент”. К пятому классу относились папиросы крепкие с горьким привкусом: “Беломорканал”, харьковские “ДнепроГЭС”, киевские “Труд”, гродненские “Неман”, а также выпускаемые в Ростове, Днепропетровске и Кременчуге “Шахтерские”. Стоили они тогда 1,5 и 2,3 рубля, что было доступно любому курильщику. Седьмому сорту был присущ стойкий крепчайший аромат, например, папиросам “Ракета” и “Бокс”, и стоили они по 47 копеек за пачку в 20 штук, что позволяло включать их в довольствие солдатам срочной службы.
На довоенный уровень табачная промышленность вышла лишь к 1965 году, но с гораздо более богатым ассортиментом. Папиросы были представлены тремя товарными сортами, которые отличались составом и ценой используемого табака. Всего порядка 40 марок папирос выпускала отечественная промышленность. К шестидесятым годам не существовало города-героя, название которого не отразилось бы на папиросной пачке. А папиросы "Курортные" распространялись во всех крупных курортных городах, и производились тоже недалеко от курортов. В Феодосии, Одессе, Батуми, Тбилиси, Сухуми, Ереване — везде, где была табачная фабрика, выпускали папиросы для отдыхающих.
На сегодняшний день папирос производится меньше, так как постепенно спрос на них падает. К ним привыкло старшее поколение, которое, собственно, и составляет сегодня сегмент потребителей папирос. Сокращение их производства связано еще и с тем, что старое производственное оборудование, которое на фабриках не менялось со времени второй мировой, выходит из строя и постепенно заменяется современным сигаретным оборудованием. За границей папиросонабивную технику купить невозможно, так как её попросту нет, а в России её восстанавливают и ремонтируют только фабричные инженеры-умельцы. Однако списывать со счетов папиросы рано. С нового года в силу вступает как новый сигаретный ГОСТ, так и новый ГОСТ для папирос. Требования к упаковке папирос в нем не менее жесткие, чем требования к сигаретам. А вот ограничений по содержанию вредных веществ (смол и никотина) в нем для папирос не предусмотрено. Объясняется это тем, что папиросы сегодня невозможно проверить на содержание в них никотина и смол способом прокуривания (обычного для сигарет), для этого нет специального оборудования.
Папиросная машина.
Машина, которая дозирует табачное волокно, набивает порцию его в гильзу, образуя папиросу, и обрезает выступающий из курки излишек табака. Папиросная машина имеет сменные и регулируемые детали, устанавливаемые в соответствии с размерами гильз. Табачное волокно и гильзы загружаются в машину соответственно сорту и марке изготовляемых папирос. Для загрузки табака папиросная машина имеет корыто, откуда волокно подается к барабанам распределителя посредством летночного транспортера. Табак дозируется игольчатыми барабанами, очищается от металлических примесей при помощи магнитов, затем уплотняется, и порция его спрессовывается в виде жгутика. Гильзы загружаются в гильзовую коробку, из которой они извлекаются периодически вращающимся гильзовым барабаном с лунками. Каждая лунка выносит по одной гильзе, которые поочередно доставляются гильзотолкателем на трубочку, где и происходит набивка гильзы табаком. После заполнения курки папироса подается папиросотолкателем под обрез ножниц, и затем готовые папиросы поочередно выпадают на ленточный транспортер, который относит их на столик. Существует камерное и штранговое уплотнение дозированного табака. Первое производится в табачной камере и дополняется прессованием порции табака в каналах пресса, откуда шомпол выталкивает жгутик табака в гильзу в момент “отдачи” (отхода канала) на 1-1,5 мм. Одновременно шомпол возвращает папиросу в лунку гильзового барабана. На табачных фабриках СССР преобладают шомпольные машины, которые подразделяются на одношомпольные и двушомпольные. Папиросная машина одношомпольная набивает за один оборот главного вала одну папиросу, а двушомпольная - две. Папиросы высших сортов изготавливались на одношомпольных машинах, т.к. методы деления табака на две части на двушомпольной машине не обеспечивают равного содержания табака в обеих порциях. Производительность папиросной машины от 64 до 160 тыс. штук за 8 часов.
Большая Советская Энциклопедия.
-
Вложения
-
- t09_14_1.jpg (22.27 КБ) 2608 просмотров
-
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.