Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Знакомый образ №3
Москва – Ереван – Москва. Коллекция А.Я. Абрамяна
Выставка трофейного оружия на Поклонной горе
Все на торги! Старт - миллиард

Крестик на определение

Правила форума
Действия археологов и кладоискателей регламентируются Законами соответствующих стран. Просим действовать на их основании!
Продажи в разделе нет! Темы с продажами удаляются!
тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Ср, 21 окт 2015 15:11:15

...и малыш 26х14 мм
Изображение

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Вс, 10 апр 2016 16:59:55

Тоже покатались.Новый сезон-старые знакомые...,35х20 мм. ...
Изображение

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Вс, 10 апр 2016 17:01:19

А этот мне понравился...,43х26 мм. ...
Изображение

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Пн, 11 апр 2016 09:13:42

А эти не понравились... :spiteful:
Изображение

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Пн, 11 апр 2016 16:19:24

А это удача вчерашнего дня...- :good2:
Никита Бесогон,малыш,22х12 мм.
Изображение

Изображение

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Сб, 30 апр 2016 09:50:16

В своей практики первый раз такое...При чистке получается такое...,
Крестик кажется сделан из свинца... :hi:
Изображение

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Пт, 06 май 2016 16:30:49

Зелень у последних трех-паста Гоя...,31х18 мм....
IMG_4161.JPG

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Пт, 06 май 2016 16:31:29

38х22 мм...
IMG_4162.JPG

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Пт, 06 май 2016 16:32:21

32х18 мм. ...
IMG_4163.JPG

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Пт, 06 май 2016 16:44:47

Вместе смотрятся лучше... :hi:
IMG_4164.JPG

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Ср, 11 май 2016 11:46:54

33х20 мм ...
IMG_4169.JPG

Аватара пользователя
Сусанин
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5771
Зарегистрирован: Чт, 26 авг 2010 15:59:00

Re: Крестик на определение

Сообщение Сусанин » Ср, 11 май 2016 12:47:20

:hi: Тихоокеанец ! :)
Наверное пора и рамку с найденными крестиками оформлять !! :drinks: :drinks:
Ищите , да обрящете !

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Ср, 11 май 2016 14:26:42

Сусанин писал(а) ::hi: Тихоокеанец ! :)
Наверное пора и рамку с найденными крестиками оформлять !! :drinks: :drinks:
Пора,пора...,да вот еще с десяток крестиков "моются" - :D
Я еще пуговицы не могу оформить,будем работать... :drinks:

Аватара пользователя
Сусанин
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5771
Зарегистрирован: Чт, 26 авг 2010 15:59:00

Re: Крестик на определение

Сообщение Сусанин » Ср, 11 май 2016 16:43:55

тихоокеанец писал(а) :
Сусанин писал(а) ::hi: Тихоокеанец ! :)
Наверное пора и рамку с найденными крестиками оформлять !! :drinks: :drinks:
Пора,пора...,да вот еще с десяток крестиков "моются" - :D
Я еще пуговицы не могу оформить,будем работать... :drinks:
:hi: ПУГИ - то же интересная тема :) , есть форумы любителей старинных пуговиц ! :drinks: :drinks:
Ищите , да обрящете !

Валерий К
Я новичок на форуме!
Сообщения: 26
Зарегистрирован: Вс, 08 май 2016 19:21:21

Re: Крестик на определение

Сообщение Валерий К » Ср, 11 май 2016 18:19:54

тихоокеанец писал(а) :А этот порадовал,44х20 мм...
Изображение

Изображение
По классификации Красносельских мастеров-литейщиков 19 в. такой крест считался "средним. затем шел "крупный" - 45-50 мм. "Казацкий" - 50-57 мм. И наконец самый большой из "мужских" - "Цареградский" (наперсный) - ок. 60 мм.

Валерий К
Я новичок на форуме!
Сообщения: 26
Зарегистрирован: Вс, 08 май 2016 19:21:21

Re: Крестик на определение

Сообщение Валерий К » Ср, 11 май 2016 19:06:20

тихоокеанец писал(а) :Если кто в теме,то по подробнее если можно...,40х24 мм...- :hi:
Изображение
В.п. 17 - п.п. 18 вв.
Крест весьма распространенный.
Процветший крест с криновидными завершениями боковых лучей. В средокрестии Голгофский Крест с Цатой. По бокам от него Копие и Трость. Сохранность не лучшая - монограммы читаются плохо. Но здесь, видимо, все обыкновенно - на окончаниях Боковых лучей монограммы ИС (Иисус) и ХС (Христос) под титлами. На верхним ЦРС (Царь Славы. На нижнем НК (Ника).

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Ср, 11 май 2016 19:47:38

Валерий К писал(а) :
тихоокеанец писал(а) :Если кто в теме,то по подробнее если можно...,40х24 мм...- :hi:
Изображение
В.п. 17 - п.п. 18 вв.
Крест весьма распространенный.
Процветший крест с криновидными завершениями боковых лучей. В средокрестии Голгофский Крест с Цатой. По бокам от него Копие и Трость. Сохранность не лучшая - монограммы читаются плохо. Но здесь, видимо, все обыкновенно - на окончаниях Боковых лучей монограммы ИС (Иисус) и ХС (Христос) под титлами. На верхним ЦРС (Царь Славы. На нижнем НК (Ника).
Спасибо! У нас попался чуть ли не в первый раз...- :drinks:

Аватара пользователя
Сусанин
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5771
Зарегистрирован: Чт, 26 авг 2010 15:59:00

Re: Крестик на определение

Сообщение Сусанин » Чт, 12 май 2016 19:21:43

тихоокеанец писал(а) :
Валерий К писал(а) :
тихоокеанец писал(а) :Если кто в теме,то по подробнее если можно...,40х24 мм...- :hi:
Изображение
В.п. 17 - п.п. 18 вв.
Крест весьма распространенный.
Процветший крест с криновидными завершениями боковых лучей. В средокрестии Голгофский Крест с Цатой. По бокам от него Копие и Трость. Сохранность не лучшая - монограммы читаются плохо. Но здесь, видимо, все обыкновенно - на окончаниях Боковых лучей монограммы ИС (Иисус) и ХС (Христос) под титлами. На верхним ЦРС (Царь Славы. На нижнем НК (Ника).
Спасибо! У нас попался чуть ли не в первый раз...- :drinks:
:hi: И у меня такого в коллекции - нет ! :cry:
Ищите , да обрящете !

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Сб, 14 май 2016 19:45:27

Продолжим,малыш,22х12 мм.Состояние подкачало...
IMG_4180.JPG

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Сб, 14 май 2016 19:46:54

30х20 мм,.... :cry:
IMG_4179.JPG

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Сб, 14 май 2016 19:48:28

Этот порадовал,48х32 мм. ...
IMG_4178.JPG

Аватара пользователя
Сусанин
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5771
Зарегистрирован: Чт, 26 авг 2010 15:59:00

Re: Крестик на определение

Сообщение Сусанин » Ср, 18 май 2016 19:21:27

тихоокеанец писал(а) :Этот порадовал,48х32 мм. ...
IMG_4178.JPG
:hi: Красивый, такого у меня то же нет в коллекции !! :cry: :pardon:
Ищите , да обрящете !

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Ср, 18 май 2016 19:26:27

Сусанин писал(а) :
тихоокеанец писал(а) :Этот порадовал,48х32 мм. ...
IMG_4178.JPG
:hi: Красивый, такого у меня то же нет в коллекции !! :cry: :pardon:
+ главное целый и материал изготовления не сильно пострадал при хранении в земле... :hi:

Аватара пользователя
Сусанин
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5771
Зарегистрирован: Чт, 26 авг 2010 15:59:00

Re: Крестик на определение

Сообщение Сусанин » Ср, 18 май 2016 19:27:33

тихоокеанец писал(а) :
Сусанин писал(а) :
тихоокеанец писал(а) :Этот порадовал,48х32 мм. ...
IMG_4178.JPG
:hi: Красивый, такого у меня то же нет в коллекции !! :cry: :pardon:
+ главное целый и материал изготовления не сильно пострадал при хранении в земле... :hi:
:hi: И это радует !! :pardon: :drinks: :drinks:
Ищите , да обрящете !

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Сб, 28 май 2016 19:35:12

Очередной,38х22 мм. ...
Изображение

Аватара пользователя
Сусанин
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5771
Зарегистрирован: Чт, 26 авг 2010 15:59:00

Re: Крестик на определение

Сообщение Сусанин » Вт, 31 май 2016 17:32:02

тихоокеанец писал(а) :Очередной,38х22 мм. ...
Изображение
:hi: Сохран не очень !! :pardon: :cry: :cry:
Ищите , да обрящете !

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Пн, 06 июн 2016 16:05:52

Вчера попалась нательная иконка,кажется архангел Михаил...,но смущают отверстия...,брак или что то другое?
Изображение

Изображение

Валерий К
Я новичок на форуме!
Сообщения: 26
Зарегистрирован: Вс, 08 май 2016 19:21:21

Re: Крестик на определение

Сообщение Валерий К » Пн, 06 июн 2016 16:27:30

Достаточно распространенный образок. Непролив. Возможно это вообще какая-то "крестьянская переливка" или просто брак...
Несколько лет назад делал большой материал по таким образкам для одного журнала. Ежели у себя найду - вывешу в этой теме...

тихоокеанец
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13442
Зарегистрирован: Вт, 04 май 2010 18:03:31

Re: Крестик на определение

Сообщение тихоокеанец » Пн, 06 июн 2016 16:34:12

Валерий К писал(а) :Достаточно распространенный образок. Непролив. Возможно это вообще какая-то "крестьянская переливка" или просто брак...
Несколько лет назад делал большой материал по таким образкам для одного журнала. Ежели у себя найду - вывешу в этой теме...
:hi:

Валерий К
Я новичок на форуме!
Сообщения: 26
Зарегистрирован: Вс, 08 май 2016 19:21:21

Re: Крестик на определение

Сообщение Валерий К » Пн, 06 июн 2016 17:08:56

Текст нашел. А подготовленные для той давней публикации иллюстрации не сохранились. Поэтому ниже просто вывешу фото нескольких образков для примера.




Валерий Квятковский

НАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗКИ XVII-XVIII вв.


Несмотря на то, что в последние года вышло в свет достаточно большое количество книг, посвященных православной металлопластике, все же некоторые её виды остаются недостаточно изученными. К таким, в частности, относятся нательные иконки-образки XVII-XVIII вв. причем этого, видимо, несколько. Во-первых – сложность точной датировки таких предметов. Ведь определить относится ли образок к концу XVI или XVII практически невозможно, особенно в отрыве от сопутствующих находок. Многие иконки XVIII зачастую относят к веку XIX. Тем более, что некоторые типы иконок XVIII века послужили прообразом для т.н. «паломнических» иконок столь распространенных в п.п. XIX века.
В данном случае отличить их можно в большинстве случаев лишь по изображению. На поздних «паломнических» образках в большинстве случаев имеется изображение святителя Митрофана Воронежского. Причем, все эти образки самой грубой, и зачастую даже просто примитивной работы и изготовлены из оловянистого сплава (что для XIX века уже является редкостью). Именно поэтому, совершенно ошибочно, просто не обращая внимания на изображения и надписи, их зачастую относят к изделиями более раннего периода. Грубость изготовления и материал из которого сделаны такие иконки объясняется тем, что их делали не для продажи, а для бесплатной раздачи неимущим богомольцам и паломникам (см. рис. № 42).
Второй причиной видимо весьма небольшое количество найденных нательных иконок рассматриваемого периода. Причем встречаются они значительно реже, чем образки даже и более раннего времени.
Нужно, разумеется, отметить и резкое снижение начиная с XVII века иконографических сюжетов используемых на нательных иконках.
В целом все нательные образки XVII-XVIII вв. можно разделить на несколько групп по встречающимся на них изображениям. Наиболее распространенными в этот период (особенно в XVII в.) являются иконки с изображениями Архангела Михаила. Их количество составляет около половины от общего числа находок.
Это и не удивительно. Архангел Михаил в Священном Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и защитник Христианства. Значение Архангела Михаила в христианстве огромно. Так, по свидетельству апокрифического «Евангелия от Никодима» (IV век), именно Михаилу Иисус Христос после сошествия в ад доверил души томившихся в нем праведников, чтобы отвести их в рай. В апокрифе десятого века «Хождение Богородицы по мукам» говорится, что именно Архангел Михаил являлся проводником Девы Марии по аду, показывал и разъяснял Ей причины мучений грешников. «Откровение Павла» (конец IV века) приписывает Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших перед тем, как они входят в Небесный Иерусалим: «И сказал я Архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне: «Сие есть Ахеронтово озеро, внутри же его — град Божий. Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам». В известном «Откровении» Иоанна Богослова (апокрифическая версия) говорится: «Тогда пошлю Я ангелов Моих и поднимут рога бараньи, лежащие на облаке, и выйдут за пределы неба, и вострубят Михаил и Гавриил в рога эти, как предрекал пророк Давид, гласом трубы роговой. И донесется глас трубный до пределов вселенной, и от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, - то есть от гласа Архангела восстанет всякое естество человеческое». Т.е., именно Архангелы Михаил и Гавриил призовут людей на Страшный суд. Исходя из роли на Страшном суде, Архангел Михаил стал почитаться, как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо. Так же считается, что небесный страж, стоящий с мечом у ворот рая - это именно Архангел Михаил. Еще в Византии Архангел Михаил объявлялся великим «небесным исцелителем». Именно к нему, зачастую, обращались с молитвами об избавлении от недугов. Связано это с почитанием Михаила Архангела, как победителя злых духов, которые и считались источниками болезней. В православии Архангела Михаила именуют Архистратигом - т.е. Главнокомандующим. Он считается главой Святого Воинства ангелов. Поэтому на иконах его обыкновенно изображают с огненным мечом или копьем в руке, низвергающим диавола. Митрополит Макарий в «Великих Четьях-Минеях» писал: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». Архангела Михаила можно видеть уже на самых ранних древнерусских литых крестах и образках. А в такой страшный период истории Руси, как разгар монгольского нашествия, вера в помощь и заступничество Архангела еще более усиливается. В «Волоколамском патерике» говорится, что именно явление Архистратига в 1239 году хану Батыю спасло Новгород от нашествия. Это подтверждается и тем, что Батый, увидев в Киеве фреску с изображением Михаила, сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ». Вероятно поэтому именно в Новгороде, спасителем которого почитался Архангел, в большом количестве в XIV-XV вв. изготавливались каменные и металлические иконки с изображением Михаила. Как уже говорилось выше, в Древней Руси образ Архангела Михаила на произведениях православной металлопластики появляется, вероятно, с первых лет принятия нашими предками христианства. Так, его образ можно видеть на самых древнейших изделиях - т.н. «змеевиках» XI-XII вв. Изображение Архангела помещали на крестах-мощевиках, наперсных крестах. Известны и нательные образки с его изображением датируемые уже XIII-XIV вв. Впоследствии, с XV в. на Русском Севере получили распространение костяные кресты с изображением Архангела Михаила. Впрочем, резные изделия с его изображением известны не только на Севере. Во второй половине XV в. в Троице-Сергиевой Лавре, стараниями Амвросия, налаживается изготовление вырезанных из дерева и камня крестов, образков и икон. В числе сохранившихся предметов имеется и деревянный нательный образок с изображением Архангела Михаила, датируемый концом XV в.
:::
В последние годы было найдено довольно много небольших (обычно до 30 мм в высоту) незатейливых нательных иконок с изображением Архистратига. Выполнены они, в массе своей, из оловянистого сплава. Причем соотношение «оловянных» образков с изображением Архангела Михаила по отношению к медным примерно 5х2.
До недавнего времени датировка таких нательных иконок была достаточно широка. Найденные ранее нательные образки из оловянистого сплава, обычно датировали, начиная практически с домонгольского периода. Объяснялось это зачастую тем, что образки этого типа весьма грубоваты, и изображения на них нередко откровенно схематичны. Это и признавалось признаком «древности» предметов. Однако, у некоторой «примитивности» иконок с Архангелом Михаилом есть другое объяснение. Температура плавления олова всего 232 градуса по Цельсию, что в несколько раз меньше температуры плавления меди. Это, естественно, облегчало производство оловянных предметов и давало возможность изготавливать из него образки и кресты практически в «кустарных» условиях. Вероятно, многие предметы отливались в деревнях из олова по более «дорогим» и качественным медным и серебряным образцам. Оловянные иконки XII-XIII вв. достаточно редки, во всяком случае, встречаются они во много раз реже, чем медные образки этого же периода. Вообще, «о раннем периоде использования олова на Руси в XII-XVI вв. сохранились краткие и редкие свидетельства: летописи, духовные грамоты, описания земель и торговые документы повествуют о закупках металла, о разведке его месторождений в Сибири, о мастерах-оловянишниках и о бытовавших изделиях из олова» (Е. Елькова, Т. Лобанева «Русское олово XVIII в.»). Объясняется это, вероятно тем, что «своего» олова у России в тот период не было. Поступало оно из Европы через Польшу и Прибалтику в небольших количествах, и было достаточно дорого. Лишь с середины XVI в. олово в Россию массово начала завозить через Архангельский порт Англия, причем эти поставки были беспошлинными, а потому и более дешевыми. Беспошлинные поставки «аглинского» олова продолжались вплоть до 1649 года, когда русские купцы смогли добиться отмены привилегий. Кстати, Архангельск, через который шли основные поставки олова, получил свое название именно в честь Архангела Михаила в начале XVII в. До этого город назывался Новые Холмогоры. Уже в конце XVI в. в Кремлевских мастерских разворачивается производство изделий из олова для обеспечения Царского и Патриаршего дворов. Но датировать, как это зачастую делают, оловянные образки с Архангелом Михаилом XVI-м в. вряд ли возможно. Во всяком случае, нам не удалось установить ни одной находки этого типа нательных иконок на поселениях, исчезнувших до начала XVII в. Напротив, в большинстве случаев таким нательным иконкам сопутствуют монеты второй половины XVII - первой половины XVIII вв. Т.е., вероятно временем наибольшего распространения этого вида образков был период правления царя Алексея Михайловича и его сына Петра Алексеевича. Появляются же такие образки, возможно, немного раньше - в первой половине XVII в. «Многочисленные документы свидетельствуют, что в XVII в. олово проникло в быт русского общества... Население городов и деревень покупало дешевые ювелирные изделия, нательные кресты и пуговицы из олова» (Е. Елькова, Т. Лобанева «Русское олово XVIII в.»). По словам подъячего Посольского приказа Котошихина, в XVII в. в Москве имелась уже целая слобода оловянишников, что является признаком существования в это время определенной торгово-производственной организации мастеров оловянного дела в России. К тому же, среди оловянишников в этот период уже было определенное разделение. Так, в списке мастеров названы «дворцовые оловянишники», «оловянишники патриаршего двора», «дворцовые мастера оловянного дела», «оловянные мастера», а так же просто «оловянишники». Причем, оловянное производство распространялось в России в XVII в. повсеместно. Так, в 1673-1699 годах занимался им «беспахотный бобыль» Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря Матвей Андреев Старостин. В это же время в Пскове отмечен мастер-оловянишник схимонах Серапион и т.д. О развитии оловянного дела в стране в XVII в. говорит и то, что Россия уже сама осуществляет импорт изделий из олова на Восток. Можно предположить, что дополнительным толчком к повсеместному распространению в ХVII в. нательных образков именно с изображением Архангела Михаила стало избрание Земским Собором, после многих лет смуты и «неустройства», нового всероссийского государя - царя Михаила Федоровича. Царь Михаил, в данном случае, представлялся главой Православного воинства, защитником русской земли. Т.е., в определенной степени он мог ассоциироваться с Архистратигом Михаилом. Зафиксирована находка двух оловянных образков на поселении, датируемом по монетным находкам исключительно временем правления царя Алексея Михайловича. Еще один схожий образок найден среди распаханного клада серебряных монет XVII в. Остальные, известные нам находки, сделаны на поселениях, существовавших нередко на протяжении многих сотен лет, вплоть до самого последнего периода. Как уже говорилось выше, образцы православной металлопластики раннего периода изготовленные из олова, встречаются не слишком часто. Кроме определенной дороговизны «материала», этому, вероятно, способствовали и свойства самого металла. Как пишет А. Косцова в работе «Художественное олово в России XVII века»: «В отличие от массового медного литья, производство оловянных крестов и образков ограничивалось из-за ломкости самого металла, потому в мелкой пластике пользовались им преимущественно для изготовления накладок на отделку прочных материалов».
Почему же именно во второй половине XVII в. получили такое распространение оловянные образки? Вероятно, большое влияние на это оказали события середины XVII в., а именно - «монетная реформа» 1655 года, когда в России была начата чеканка медных монет. В один миг медь превратилась в «стратегический металл» и принудительными мерами во много раз была поднята её цена. Олово, соответственно, по отношению к меди значительно подешевело. Это, вероятно, и привело к массовому использованию олова для производства предметов православной металлопластики. Именно к концу XVII - XVIII вв. относится наибольшее количество нательных крестов и образков из олова. Рассматриваемый тип оловянных образков изготавливался, практически, до второй половины XVIII в. (см. ниже). Но все же наибольшее распространение получил он во второй половине XVII в. В дальнейшем, видимо в связи с удешевлением серебра и меди, оловянные образки снова становятся редкостью. Ведь олово - металл мягкий и довольно хрупкий, к тому же с трудом «переносящий» холод. Так что, образки из него, вероятно, быстро приходили в негодность. Считается, что именно на 1720-1780 года приходится расцвет «оловянишного» дела в России. И как раз к концу этого периода оловянные образки практически перестают изготавливаться. В дальнейшем из оловянистого сплава будут изготавливать лишь упомянутые выше дешевые «паломнические» иконки.
Практически все образки с изображением Архистратига Михаила имеют либо овальную, либо «листовидную» (остроовальную) формы. Соотношение по форме примерно 50/50. Здесь из общей массы выделяются образки №№ 4 и 15. Образок № 15 почти круглой формы. По датировке он является, видимо, наиболее поздним вариантом. Образок № 4 выделяется не только по форме, но и по качеству исполнения выделяется среди остальных образков в лучшую сторону. Возможно, данный образок является изделием городских «оловянишных» мастерских. Толщина большинства образков достаточно большая, более 1,5 мм. Оглавие изготавливалось в виде плоского или сужающегося кверху ушка. Но некоторые образки имеют достаточно широкое (более 2 мм) ушко. Изображение на большинстве образков рельефное. Но на некоторых экземплярах (примерно, на 1 из 7) рисунок Голгофского креста вдавленный. Вторыми по распространенности являются нательные иконки с изображением великомученика Никиты Готфского (т.н. – Никиты Бесогона). По форме, «стилистике» оформления, изображению на лицевой стороне и материалу такие иконки идентичны образкам с Архангелом Михаилом. Большая часть образков с изображением великомученика Никиты изготовлена до последней трети XVII в. В дальнейшем они бытуют видимо только в старообрядческой среде. Нательные иконки с Никитой Бесогоном, в рассматриваемый период, заметно уступают по количеству иконкам с Архистратигом. Соотношение их (по известным находкам) примерно 2 к 5. Далее необходимо упомянуть образки с изображением неизвестных святых (см. рис. №№ 22-24). Такие образки изготавливались как из медного сплава, так и из оловянистого. Они и по форме и по стилистике изображения весьма близки к нательным оконкам с Архистратигом Михаилом и скорее всего так же относятся к XVII в. Изображения на этих образках всегда очень схожи. На лицевой стороне можно видеть Голгофский Крест в обрамлении Орудий Страстей Христовых. На оборотной стороне изображается неизвестный святой (причем, крайне схематично). Святой показан в полный рост. Над головой дугообразный нимб. В левой руке копье, в правой крест. Одежды короткие, перепоясанные. С оружием в руках обычно изображаются святые воины. Крест присутствует на иконах с изображениями мучеников - т.е., тех, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам. Крест изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу, который является Первообразом мученичества, так как засвидетельствовал собственной кровью спасение рода человеческого. Т.к. святые на этих образках изображены с копьем и крестом в руках, а его короткие одежды походят на изображение доспехов на образках с Архистратигом, можно предположить, что это один из святых воинов-мучеников. Но, разумеется определить, какой именно воин-мученик на них изображен, невозможно. Встречаются иконки с изображением святого воина-мученика намного реже, чем образки с Архангелом Михаилом. Соотношение их, примерно, 1 к 10. Практически идентичны образкам с Архангелом Михаилом и оловянные нательные иконки с изображением Ангела-Хранителя (см. рис. № 20). Датируются они так же XVII-XVIII вв. Ангел изображен фронтально, в полный рост. Крылья распростерты, над головой нимб. В руках Ангел держит крест (?) и меч (?). Т.е. изображение его практически идентично изображению Архистратига. Даже рифленый ободок по периметру образка такой же, как и на некоторых иконках с изображением Архангела Михаила. Определить, что на данном образке мы видим не Архистратига, а Ангела-Хранителя можно лишь по надписям по бокам от его фигуры. Слева написано «ангелъ», справа - «хранитель».
Вероятно с конца XVII века получают распространение нательные иконки с Голгофским Крестом на лицевой стороне и молитвенным текстом на обороте. Реже обратная сторона оставалась гладкой, либо имела геометрический орнамент. Такие образки изготавливались самых разных форм и из различных материалов. (см. рис. №№ 31-38).

Изображение

Практически без каких-либо изменений образки с Голгофским Крестом просуществуют вплоть до начала ХХ в. Поэтому точная датировка их крайне трудна.
Нательные образки с изображениями святых (за исключением великомученика Никиты) в рассматриваемый период крайне редки. Тут нужно отметить лишь иконки со Святителем Николаем архиепископа Мирликийского (см. рис. №№ 39-40). Так как достаточно большое количество нательных образков рассматриваемого периода изготовлены из оловянистых сплавов нужно более подробно остановиться на особенностях этого материала.
К сожалению, олово в земле сохраняется намного хуже меди, и оловянные иконки, зачастую, оказываются в очень плохом состоянии, не позволяющем даже определить, что на них изображено. Обычное, т.н. «белое олово», устойчиво при температуре не ниже 13° С. При температуре ниже 13,2 °C происходит увеличение удельного объема чистого олова на 25,6 %, и металл образует новую модификацию — серое олово, в кристаллической решетке которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды. При - 33 °C скорость превращений становится максимальной. Олово трескается и превращается в порошок. Этот процесс - превращение «белого олова» в «серое» - получил название «оловянная чума». Причем соприкосновение серого олова и белого приводит к «заражению» последнего. А так как большинство оловянных предметов с помощью металлоискателей обнаруживают на небольшой глубине, в промерзающем слое почвы (особенно на пахотных полях), то вполне естественно, что они оказываются поражены «оловянной чумой» - вплоть до полного разрушения. Для очистки таких предметов лучше всего применять механические методы. Разумеется, механическая чистка достаточно трудоемкая и отнимает много времени. Но только с её помощью можно наиболее «безболезненно» убрать с оловянных предметов толстые слои твердых окислов.
Сначала для «размягчения» таких окислов лучше на некоторое время положить «объект» в мыльный раствор. Затем убрать верхний размягченный слой с помощью обрезанной зубной щетки или деревянной зубочистки. А потом очень аккуратно проводить дальнейшую очистку с помощью микродрели («бормашинки»), игл и т.д. В целом, работа эта достаточно длительная и не всегда «благодарная».
Нередко, после самого «щадящего» снятия окислов с оловянного изделия, выясняется, что никаких следов изображения на нем вообще не сохранилось. Места, пораженные «оловянной чумой», выделяются на образке вздутиями и черно-серым налетом.
Полностью очистить пораженные места достаточно сложно. А оставшиеся кристаллы «серого олова» начинают в дальнейшем «заражать» «здоровый» металл. Поэтому, для полного уничтожения «больного металла» образок после механической очистки желательно в течение нескольких часов продержать в расплавленном (115-120° С) парафине.


Вернуться в «Археология и кладоискательство»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей