Летом 1954 г студент-историк Андерс Франсен, стоявший на корме бота, медленно
пересекающего гавань с привязанной драгой, пристально всматривался в морскую
гладь, но... море не торопилось отдавать свою добычу. В течение 2-х лет Андерс, с
завидным упорством обследовал дно зондом и эхолотом, но безрезультатно.Однажды
в архиве он нашёл ещё один документ,который и вывел его на месторасположение "ВАСЫ". После многолетних поисков Францен обнаружил королевский корабль.
Не имея, выражаясь сегодняшним языком, спонсоров,- Франсен, необычным способом
нашёл помощника - начальника стокгольмской военно-морской верфи. С этого дня
обучение морских водолазов продолжалось на месте находки и, буквально, через 5
дней старший водолаз Эдвин Фэльтинг обнаружил, зарывшийся в ил, деревянный
остов корабля.
Был создан комитет по поднятию корабля,изучались финансовые и технические
возможности. Было предложено много вариантов подъёма, началось финансирование
работ местными властями,правительством, комитетом Валленштейна и даже, король
Швеции Густав 6 Адольф внёс свою лепту.
И только в 1957 г начались работы по подъёму "ВАСЫ". Невозможно описать все
трудности и проблемы, возникающие буквально,каждый час.Бригадой водолазов были
промыты туннели до 100 метров длиной, на глубине 35-40 метров, после чего были
заведены под днище тросы и в августе 1959 г началась кропотливая операция по
подъёму корабля, с последующим поэтапным перемещением его, на разные глубины.
И вот, невероятными усилиями, корабль был поднят на поверхность. Это произошло
через 12 дней после полёта 1-го человека в космос, т.е. 24 апреля 1961 г.
После 333 лет нахождения на дне "ВАСА" был вырван из цепких объятий Нептуна.
,
Честь имею.