Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Знакомый образ №3
Москва – Ереван – Москва. Коллекция А.Я. Абрамяна
Выставка трофейного оружия на Поклонной горе
Все на торги! Старт - миллиард

Подводные тайны Приуралья

Модератор: Papa-vodolaz

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Подводные тайны Приуралья

Сообщение Papa-vodolaz » Пт, 19 ноя 2021 21:47:12

Пермский край расположен на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Уральских гор, на стыке двух частей света — Европы и Азии ( 99,8 % площади края расположено в Европе и 0,2 % — в Азии) . Максимальная протяженность с севера на юг 645 км, с запада на восток — почти 420 км. Границы края извилисты и имеют протяжённость более 2,2 тыс. км.
Реки Пермского края относятся к бассейну реки Камы, крупнейшего левого притока Волги. В Пермском крае более 29 тысяч рек общей длиной свыше 90 тысяч километров. Только две реки в Пермском крае относятся к большим рекам (то есть имеют длину более 500 км). Это Кама и её левый приток Чусовая . В Пермском крае 40 рек длиной от 100 км. Крупнейшие из них: Кама — 2039 км. Чусовая — 735 км.
Сылва 493 км, Вишера 450 км, Колва 460 км, Яйва 304 км, Косьва 283 км, Коса 267 км, Весляна 266 км, Иньва 257 км, Обва 247 км. :ded:
Река Сылва – самый крупный приток реки Чусовой. Сылва хороша транспортной доступностью, чистой водой. Река Сылва течет по двум регионам Урала: Свердловской области и Пермскому краю. Начинаясь в Шалинском районе Свердловской области, она заканчивается Сылвенским заливом Камского водохранилища у Перми. Населенных пунктов на реке Сылве довольно много.
Главные достопримечательности Сылвы в верхнем и среднем течении – М-ская аномальная зона около села Молебка и водопад Плакун. Также можно посмотреть достопримечательности поселка Суксун, считающегося родиной первых русских самоваров. В нижней части реки Сылвы сильно развит карст, в прибрежных скалах встречаются гроты и пещеры. Самая известная пещера в долине реки Сылвы – Кунгурская.
Еще одно любопытное место – деревня Мазуевка, расположенная близ реки Сылвы. Здесь находится так называемая Мазуевская карстовая депрессия. В окрестностях деревни Мазуевка множество карстовых провалов (в некоторых из них образовались озера), есть пещеры. Наиболее интересное место – провал Волчья яма с пещерой Варсонофьевой. Подобные карстовые провалы, воронки и озера можно наблюдать и ниже по течению, в частности в Усть-Кишерти. По легенде один из кишертских провалов (ныне он известен как озеро Молебное) образовался два века назад прямо на месте церкви, которая ушла на дно образовавшегося озера. Этакий Китеж-град по-уральски. Не удивительно, что долгое время на берегах этого озера проводились религиозные обряды.
Но мы сегодня воздержимся от поисков затонувшей церкви, у нас сегодня , несколько иная задача :diver:
Вложения
rs14-1.jpg
rs13-1.jpg
rs07-1.jpg
rs06-1.jpg
rs05-1.jpg
rs04-1.jpg
800px-Kama_basin.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Подводные тайны Приуралья

Сообщение Papa-vodolaz » Пт, 19 ноя 2021 22:01:34

..." Наткнулись на очень интересную историю. Река Сылва, кто-то из местного населения рассказал, что на дне лежит настоящий колесный пароход, один из последних, доживший до 60 х. годов прошлого века и ходивший по Каме. Решили проверить, так ли это все на самом деле. Поехали, нырнули. После долгих поисков, поскольку темно (прозрачность 2,5 – 3 метра в лучшем случае) и холодно (температура воды + 3 градуса), нашли колесного красавца. Пароход, до половины погружен в ил. Определили, как называлось судно (спасибо Владимир Гладышев). Изначально построен был пароход под названием "Екатерина" в 1904 году в Муроме, на заводе Валенкова. Затем пароход приобрело пароходство М.К. Кашиной и переименовало его в "Харитина". Пароход работал в ежедневной беспересадочной линии между Рыбинском, Н.Новгородом, Казанью и Пермью. В 1928 году пароход был переименован в "Вера Фигнер". Списано судно в 1960 году из КРП. Затонуло весной 1966 года во время зимней стоянки. Что с этим со всем делать? Будем нырять дальше, как встанет лед. Если есть информация, какая - нибудь, про эти суда, будем благодарны". /Артем Казин фейсбук / 9 ноября 2020 г.
Вложения
258.JPG
123848012_2679505298967288_5839352806802693727_n.jpg
DSC00002.jpg
124173596_2679505125633972_7445209691957731478_n.jpg
124166794_2679505188967299_1900435177557831301_n.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Подводные тайны Приуралья

Сообщение Papa-vodolaz » Пт, 19 ноя 2021 22:49:22

Легендарный пароход. У старинного судна, которое обнаружили дайверы на дне реки Сылвы, - большая история. Его прежняя владелица стала прототипом героини пьесы Горького «Васса Железнова». В годы Гражданской и Великой Отечественной участвовал в военных операциях.
Группа пермских дайверов обнаружила настоящий колёсный пароход примерно в километре от берега в районе посёлка Сылва.
Пермский историк, преподаватель и коллекционер Аркадий Константинов, кандидат исторических наук, преподаватель Пермского филиала Волжского госуниверситета водного транспорта давно отслеживает судьбу этого судна. " Пароход, носивший первое имя "Екатерина", сошёл со стапелей новейшего по тем временам Муромского завода Павла Валёнкова весной 1904 года. Его снарядили и отделали по-царски: красное дерево, ковры, бронза, зеркала. Интерьеры первого класса, выполненные в стиле модерн, напоминали настоящий дворец на воде. Однако судно было рождено под не самой счастливой звездой: заказчик обанкротился, а вслед за ним и судоверфь — пароход стал её последним творением. Новая хозяйка — нижегородская купчиха первой гильдии Мария Кашина переименовала приобретение из "Екатерины" в "Харитину" — в честь дочери. Но и "Харитине" не очень везло. Посадка на мель летом 1912 года, столкновение с наливным керосиновозом компании Нобеля с повреждением двигателя и палубы, травмами команды и пассажиров. Год спустя — продажа за долги. И скорая революция, Гражданская война. Пароход изуродовали переделками, роскошное убранство разворовали. На нём возили людей, грузы и оружие, набивая до отказа палубы и трюмы. Разруха превратила "Харитину" в этакий волжский "ковчег", на котором держали путь комиссары и спекулянты, семьи голодающих, тифозные больные, мешочники… В конце 20-х годов пароходу дали новое имя в честь революционерки-народницы Веры Фигнер. Корабль привели в порядок, слегка модернизировали — и его колёса вновь и вновь крутились на волжской волне, перевозя семьи советских служащих и отдыхающих. А потом началась война. Некогда белоснежные борта выкрасили в серый камуфляжный цвет. "Вера Фигнер" участвовала в обеспечении перевозок для Сталинградского фронта в навигацию 1942 года, возила раненых и грузы. Во время Великой Отечественной пермские речники возили грузы в сторону фронта. На «Вере Фигнер» переправляли к линии фронта оружие, боеприпасы, горюче-смазочные материалы. Обратно в Пермь везли раненых и эвакуированных. В том числе - детей из блокадного Ленинграда вокруг которого начало смыкаться кольцо блокады".
Август 1941 года. Немцы уже оккупировали Ригу, подошли к Пскову. С севера наступает финская армия. Кольцо блокады вокруг Ленинграда вот-вот сомкнётся. Понимая, чем грозит долгая осада города, из него решили срочно эвакуировать часть жителей, и в первую очередь детей. На поездах, на автомобилях по шоссе и просёлочным дорогам, по Ладоге маленьких ленинградцев вывозили в Ярославскую, Вологодскую, Горьковскую, Кировскую, Пермскую области, на Урал, в Башкирию и Казахстан… Дорог был буквально каждый день, каждый час. До начала сентября из города вывезли больше половины дошколят и школьников. Это были страшные дни, величайшие трагедии разбомблённых эшелонов с детьми, потопленных ладожских пароходов.

Учеников ленинградской школы №300 в августе 1941 года ждал путь с Московского вокзала в Пермский край. Поезд дошёл лишь до Ярославской области, и тут ждали бомбёжки, разрушенные пути, руины станций — немцы шли к Москве. Спастись можно было только по воде — Волга была рядом. Даже сейчас, просто посмотрев на карту, поражаешься, какой огромный опасный путь проделали дети, большинство из которых были младшеклассниками, без тёплой одежды и запасов продуктов. Сперва вниз по Волге, на пароходе "Златовратский" до устья Камы, а там, по сходням — на борт колёсника "Вера Фигнер", и бывший купеческий флагман зашлёпал колёсами вверх по Каме, которая уже начала покрываться шугой. Команда делилась с малышами всем, чем могла: кусками хлеба, одеждой, теплом — по пароходу протянули брезентовые пожарные рукава с горячей водой. К городу Сарапул подошли, рискуя вмёрзнуть в лёд. Несколько десятков измученных маленьких ленинградцев посадили в поезд до Перми, и там их одиссея закончилась.
Вложения
Реклама-пароходства-М.К.Кашиной.jpg
Пермь.-Кама.-Пристани.-Старое-фото.jpg
haritina.jpg
v.figner_2.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Подводные тайны Приуралья

Сообщение Papa-vodolaz » Пт, 19 ноя 2021 23:14:46

Дорогой жизни. Как пермяки спасали ленинградских детей -

Это была целая героическая эпопея, до сих пор мало изученная. К примеру, выступавший на конференции Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, упомянул так называемых эрмитажных детей. Многие ли знают, что наряду с бесценными картинами и статуями в 1941 г. к нам прибыли и дети сотрудников знаменитого музея?
То же самое - Ленинградский театр оперы и балета. Большинство эвакуируемых артистов брали с собой семьи. Среди других в плохо отапливаемом вагоне ехал восьмилетний Олег Малис. Он был тогда на грани дистрофии. Олег на всю жизнь запомнил, как они в дороге питались жиденьким супчиком из горохового концентрата, как утеплялись, надев на себя театральные костюмы и завернувшись в полотна декораций. Добрался, окреп, вырос, стал ученым, специалистом по истории стран Азии, Африки и Латинской Америки, доцентом Пермского гос.университета. Увы... несколько лет назад Олег Петрович покинул наш мир, так и не опубликовав своих воспоминаний.
Но есть и живые свидетели, в том числе Людмила Трубникова (Щеглова). её, 10-летнюю школьницу, вывезли из сжимаемого блокадным кольцом Ленинграда. Она вспоминает, что испуганных, тоскующих по родителям ребятишек долго везли поездами и на санях. Затем по Волге и Каме на пароходе «Вера Фигнер». Все дальше и дальше от войны. В дороге Люся заболела: по рукам и ногам пошли нарывы, одолевали вши. Спали на нарах или просто на настеленных досках; питались скудно («кусочку хлеба радовались», «матросы делились с нами своими пайками, одеждой, как могли, успокаивали-обнадёживали»). Речники делились теплом – душевным и в буквальном смысле: протянули пожарные рукава и пустили по ним горячую воду. К Сарапулу подошли уже по шуге. Ещё пару дней промедлили бы и вмёрзли в лёд. Едва державшихся на ногах от истощения маленьких пассажиров накормили, наскоро провели санобработку, поместили в поезд. Повезли в Молотов (так тогда называлась Пермь). Суда с ребятами стали прибывать в Прикамье к середине морозного ноября 1941 г. Их уже сопровождали буксиры, чтобы взламывать лед. И снова поезда. На этот раз с товарными вагонами-теплушками. И вот, наконец-то, эшелон остановился на станции Чернушка. Здесь уже ждали и готовились. В деревнях - там было посытнее и попросторнее - открыли 24 интерната. На субботниках утеплили здания, где надо - сложили новые печи, заготовили дрова, продукты. С миру по нитке собрали одежду. Выделили учителей, медиков и обслуживающий персонал. Назначили шефов - коллективы местных предприятий и учреждений. Люся Трубникова попала в с. Тауш.

В свою очередь, воспитанники, чем могли, помогали взрослым: пололи сорняки на колхозных полях, участвовали в сборе урожая. Вдобавок при всех детдомах были огороды. Старшие ребята часто отправлялись в Чернушку на завод, особенно, когда требовалось выполнить срочное задание для фронта и в сборочном цехе на счету оказывалась каждая пара рук. Упаковывая готовую продукцию (станции полевых телефонов), детдомовцы осознавали: это и их удар по Гитлеру. А еще изучали военное дело, пели-плясали перед ранеными и шефами, выпускали стенгазеты. Все - и дети, и педагоги - с нетерпением ждали весточек от родных и боевые сводки с фронтов, особенно - с Ленинградского и Карельского. То-то радости было, когда узнали о прорыве блокады! Каскад чувств - 9 мая 1945-го! Увы, приходили и горестные известия. Так, Люся узнала: родители умерли от голода и болезней, возвращаться не к кому и некуда. Для кого-то Тауш стал временным пристанищем. Люся же обрела здесь новую родину: сама стала учителем, заведовала детдомом. Ныне на заслуженном отдыхе.
Вложения
2c61d49a4d127177b292ebc96c2dae8b.jpeg
Л.Трубникова-1.jpg
unnamed (1).jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Подводные тайны Приуралья

Сообщение Papa-vodolaz » Пт, 19 ноя 2021 23:25:24

После окончания ВОВ уставший пароход ещё ходил полтора десятка лет, потом занял место у берега Сылвы, ожидая участи других старых судов-волгарей — списания на металлолом. Но в 1966 году случилось какое-то, не вполне понятное ЧП — то ли корпус дал течь, то ли накренило ледоходом, то ли кто-то неумело раскочегарил и взорвал судовой котел… Руководство Камского речного пароходства попыталось спасти "Веру Фигнер" от затопления, но ей и тут не повезло — буксирный трос, пропущенный через носовые клюзы, начисто оторвал бедняге нос… Колёсник оказался на дне Сылвы, и память о нём потихоньку начала стираться. Пока спустя полвека к кораблю не спустились дайверы .
Находка на дне Сылвы уже сделала "Веру Фигнер" вновь знаменитой. Теперь судну предстоит долгая и тщательная расчистка, исследования прочности корпуса. Специалистам ЦПИ РГО предстоит обработать сделанные сканы, фото- и видеоматериалы, создать 3D-модель корабля.
Исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин: "Теперь следующая задача — откачивать ил, тогда можно будет проникнуть в глубь конструкций и определить их сохранность. Здешняя вода довольно жёсткая, металл в ней коррозирует быстро. Очень важно понять, насколько безопасны работы на этом судне, нет ли опасности, что проржавевшие борта "сложатся". Мы надеемся, что появится возможность поднять наиболее интересные детали — например, рынду, штурвал, якорь, рундуки, куски обшивки. В дальнейшем пароход мог бы стать не только историческим объектом, но и объектом для технического дайвинга, для обучения начинающих водолазов. Поднять его не представляется возможным — он слишком большой, да это и нецелесообразно".

Пермские историки считают, что артефакты, которые предстоит поднять с "Веры Фигнер", а также архивные документы, фотографии, старинные книги послужат основой новых интересных выставочных экспозиций. Сейчас обсуждаются совместные культурно-просветительные проекты, участвовать в которых уже высказала готовность Камская археологическая экспедиция, музеи — Пермский краеведческий, Музей обороны и блокады Ленинграда (СПб), музей "Дорога жизни" (Осиновец). Из подводных и документальных съёмок смонтируют фильм о судьбе корабля. На сылвенском берегу установят обелиск, посвящённый 80-летию эвакуации ленинградцев, в его создании примут участие потомки детей, вывезенных из Ленинграда и оставшихся в Пермском крае, — Пермское землячество Санкт-Петербурга. А героическую "Веру Фигнер" ждёт новый этап доброй памяти. :ded:
По словам гостей из Санкт-Петербурга это далеко не последняя экспедиция в Пермский край специалистов Центра подводных исследований. На дне уральских рек они рассчитывают отыскать много интересных исторических находок.
Вложения
e90b2dbfc7e6a6b3f8cab1a15de915c1.jpg
6fe516674d2bb3e806e4a136905fef270be98173_599_399_c.jpg
in_article_1e38fecb30.jpg
photo-5.jpg
photo-4.jpg
photo-3.jpg
photo-2.jpg
Честь имею.


Вернуться в «Реки России. Подводные находки»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей