13 сентября 2013 / Томский Обзор
Около месяца подводники ТГУ ( Томский Государственный Университет) провели на Дальнем Востоке. Основной задачей экспедиции стало продолжение обследования и идентификация останков парохода «Индигирка», ходившего в двадцатых годах на Камчатку и Охотское побережье в то же время и на тех же линиях, что и пароход «Томск», сообщает пресс-служба томского госуниверситета.
«Несколько лет назад мы запустили проект по поиску кораблей, носивших имя нашего города. Когда мы узнали, что один из таких «тезок» Томска ходил на одних линиях с печально известной «Индигиркой», нам стало интересно», - рассказал один из участников экспедиции Дмитрий Горн. Суть проблемы заключается в том, что в первой половине XX века на Дальнем Востоке ходило несколько пароходов с именем «Индигирка», что в конечном итоге породило полную неразбериху в судьбах этих судов. Поисковые исследования проводились поблизости острова Карамзина, где, по мнению приморского дайверского сообщества, покоятся останки «Индигирки». В прошлом году во время экспедиции аквалангисты клуба СКАТ ( Самодеятельный Клуб Аквалангистов Томска) установили на исследуемом судне мемориальную табличку. Тогда ещё никто не знал об этой проблеме, и считалось, что это обломки именно той самой «Индигирки», которая налетела на рифы в 1939 году у мыса Соя острова Хоккайдо.
В ходе экспедиции проведено тщательное гидролокационное исследование акватории северной оконечности острова для обнаружения недостающих частей затонувшего парохода. Также проведена подводная фотопланшетная съёмка останков судна для его точной идентификации и сравнения с чертежами. С этой же целью были подняты и доставлены в Томск элементы конструкции судна и его силовой установки, которые после обработки, анализа и консервации будут отправлены в музеи Томска города и Владивостока.
«Главной вопрос, на который мы пытаемся найти ответ - что же лежит у острова Карамзина», - сообщил Дмитрий Горн.
«Мы привезли с собой фотографии, чертежи, карты и артефакты - некоторые железные части корабля. Они очень долго пролежали под водой и теперь их нужно восстановить. Если получится сделать это успешно, то за исследование возьмутся специалисты уже другого профиля. Они уже займутся изучением принадлежности деталей, если не конкретному кораблю, то хотя бы к какому-то историческому промежутку», - отметил Дмитрий Горн. Окончание экспедиционного этапа исследований дало начало кропотливой и долгой работе, связанной с анализом фотоматериала и поднятых артефактов, а также работой с архивами и музеями. Подводники СКАТа ТГУ уверены, что в конечном итоге им удастся ответить на вопрос, какому же судну принадлежат обломки у острова Карамзина.
Экспедиция клуба СКАТ ТГУ прошла в тесном сотрудничестве с Отделением Русского географического общества в ЕАО, Обществом изучения Амурского края и Океанариумом ДВО РАН на острове Русском.
С «Индигиркой» связана одна из самых крупнейших морских катастроф - в 1939 году пароход затонул у мыса Соя на японском острове Хоккайдо. На судне перевозили заключённых из Магадана во Владивосток - погибло более семисот человек. В свое время эту историю замолчали, а судно подняли и перезатопили в советских водах.
Честь имею.