Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Люди и фонды
Часы, как и рукописи, не горят
Эмерджентность красоты
Узоры и ритмы Кавказа

Корабли на дне. Трагедия парохода "Индигирка"

Модератор: Papa-vodolaz

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Корабли на дне. Трагедия парохода "Индигирка"

Сообщение Papa-vodolaz » Чт, 09 окт 2014 13:50:29

"ИНДИГИРКА" - советский пароход, использовавшийся для перевозки заключённых в системе ГУЛАГ.
29 декабря 1919 г спущен на воду пароход "Lake Galva" ( построен в Висконсине, США)
В 1920 г пароход переименован в " Ripon", в 1928 г получил новое имя "Malsah", затем в 1928 г - "Commercial Quaker", а в 1938 г куплен Советским Союзом, переименован в "Индигирку" и передан Дальстрою.
8 декабря ( по некоторым сведениям 8 ноября) пароход "Индигирка" вышел из бухты Нагаева и взял курс во Владивосток. На борту находилось более 1500 человек ( точная цифра не установлена и по сей день). Это были 700 промысловых рабочих с семьями, 750 амнистированных заключённых ГУЛАГа и 60 заключённых под конвоем.
Тот рейс "Индигирки" был последним в навигации 1939 г. Только что была объявлена амнистия, принесшая свободу более чем полутора тысячам колымских зеков. Желающих попасть на борт парохода было предостаточно. Полуторки с амнистированными прибывали на пристань одна за другой.
Несколько дней жестокий шторм выматывал непривычных к морским волнам людей. На подходе к проливу Лаперуза, в перерывах между натисками пурги с мостика ненадолго увидели огонь Анивского маяка (Южн.Сахалин), и пройдя его проложили курс между рифом Камень Опасности и японским о-вом Хокайдо. В полночь на 12 декабря, заступивший на вахту второй помощник капитана, мелькнувшие сквозь пургу огни принял за маячные. И это, действительно, был маяк , только японский, на мысе Соя-Мисаки о-ва Хоккайдо, рядом с грозными камнями подводных рифов.
И ошибка эта оказалась роковой.
Вложения
Indigirka640.jpg
Map_lap.jpg
Map_lap.jpg (15.72 КБ) 4273 просмотра
ripon.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Трагедия парохода "Индигирка"

Сообщение Papa-vodolaz » Чт, 09 окт 2014 14:26:22

На полном ходу "Индигирка" наскакивает на риф Тодо у северного берега Хоккайдо. Удары волн и ветра в одно мгновение выбрасывают пароход на прибрежную отмель. Недолго передавал передатчик сигналы SOS, вскоре связь оборвалась. Моряки и пассажиры остались один на один в борьбе со стихией. Многие сразу же оказались в холодной воде. Кто-то через разбитые иллюминаторы вытаскивал одеяла, закрывая от волн и пронизывающего ветра женщин и детей. А их на борту было более сотни.
Вышли из строя механизмы, погас свет. Тех, кто уже не мог самостоятельно выбраться из трюма, вытаскивали на канате, через искусственно проделанные выходы .
С большим трудом на воду была спущена шлюпка, на борту которой хотели добраться до ближайшего рыбацкого посёлка полтора десятка добровольцев. Рассчитывать на помощь можно было только от местных рыбаков. Затем от "Индигирки" отошла вторая шлюпка. Как только она коснулась воды, четверо было смыто за борт. Спасать их было просто некому. Но двоим удалось добраться до берега. Остальные исчезли в ночной мгле. Океанские волны поглотили их. Рыбаки, увидевшие чуть живых моряков, страшно испугались, решив, что это высадившийся на остров советский десант. Отношения между СССР и Японией после Халкин-Гола были далеко непростыми.
О кораблекрушении было доложено начальнику полицейского управления городка Вакканай Такэси, но и он был в размышлениях,- посылать помощь в такую непогоду-явно безумие, да и спасать врага, жертвуя своими людьми, то же не хотелось. И всё же, на место происшествия была отправлена группа спасателей и помощник полицейского инспектора. Три судна приступили к спасательной операции. На рассвете жители посёлка увидели страшную картину, лежащее на боку, полузатопленное судно, на котором стояли люди и взывали о помощи. А шторм не ослабевал, выбрасывая на берег тела погибших.
402 человека были спасены и на борту парохода "Карафуто-Мару" их доставили в Отару, а затем на борту парохода "Ильич" они благополучно добрались до родных берегов...
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Трагедия парохода "Индигирка"

Сообщение Papa-vodolaz » Чт, 09 окт 2014 14:44:37

но, так ли уж благополучно? Капитана "Индигирки" Н.Лапшина приговорили к расстрелу, а второму его помощнику повезло немного больше, отделался он 10 годами лишения свободы.
А волны у посёлка Сарафуцу продолжали выбрасывать человеческие останки. По согласованию с Советским правительством, все погибшие были кремированы, а урны с пеплом были доставлены позже спецпоездом. Однако, позже были выловлены ещё 30 тел советских граждан, которые были преданы земле на кладбище пос.Саруфуцу. На могиле был установлен деревянный обелиск с японскими надписями.
По данным японских газет, было спасено 430 человек, в том числе 35 женщин и 20 детей.
Гибель парохода "Индигирка" - одна из самых трагических страниц в истории кораблекрушений на Советском флоте. Однако пребывание на его борту заключённых ГУЛАГа вычеркнуло это событие из списка известных. Его просто предали забвению. Но японцы не забыли о гибели несчастных и по сей день 12 декабря отмечают ДЕНЬ ИХ ПАМЯТИ...
Облака плывут низко-низко. Слышно, как разбиваются волны у побережья Онисибэцу, где местные жители вспоминают о давней трагедии. Прошло много лет и на прибрежном холме у моря, откуда вдали при закате солнца видна их Родина, установлен памятник душам умерших.
В октябре 1971 г на месте трагедии состоялось открытие монумента японского скульптора И.Кендзи. Пьедестал выполнен из серого дальневосточного гранита, на который водружёна пятиметровая металлическая скульптура в виде трёх, взявшихся за руки, стилизованных фигур, защищающих человеческую жизнь.
Вложения
Indigirka600-1.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Корабли на дне. Трагедия парохода "Индигирка"

Сообщение Papa-vodolaz » Чт, 09 окт 2014 20:50:59

А затем, те кто очень хотели предать забвению эту историю, добились своего с лихвой.
В СМИ нигде и никогда не упоминалось о гибели "Индигирки". Разве что, экскурсовод в музее Дальне-Восточного морского пароходства мог поведать жуткие истории об этой трагедии. При этом, с каждым годом эти самые истории обрастали всё новыми и новыми, леденящими душу, подробностями. В конце 90-х прошлого столетия эпизодически из уст водолазов и аквалангистов можно было услышать, довольно-таки, разнящиеся сообщения о находке останков "Индигирки" в царстве Нептуна, но последний очень уж неохотно раскрывал тайны своих подводных владений.
К тому же, невольно закралась путаница в истории этой самой "Индигирки". И вот, почему...
Оказывается, в те далёкие довоенные годы на Дальнем Востоке функционировали, как минимум, две "Индигирки".
ПЕРВАЯ - "Индигирка" -"Цинанфу", Британского происхождения, построен пароход в 1886 г на верфи Шотландии.
Это последний из 4-х однотипных пароходов компании " Scot&Co" 19 в. и сошёл со стапелей он под именем "Tsinan", а в 1909 г переименован в "Tsinanfu". Это был 2-х палубный, двухмачтовый и однотрубный пароход , который мог перевозить 15 пассажиров 1-го кл., 28- второго и 28- третьего кл., плюс до 150 пассажиров на палубе ( в китайских водах). В 1914 г Доброфлот купил онный пароход, а в 1920 г "Индигирка" была захвачена эмигрантским правлением Доброфлота во время ремонта в Шанхае. В 1923 г пароход возвращается во Владивосток и в 1924 г входит в состав ДВМП. В 1933 г "Индигирка" передаётся Дальневосточному отделению ЭПРОНа и до начала ВОВ выполняет судоподъёмные работы. 23.06.1941 г пароход включён в состав ТОФ, а в конце 40-х годов (согласно архивным данным) утилизирован на металл
ВТОРАЯ - "Индигирка"- "Рипон", американского происхождения и куплена Советским Союзом в 1938. ( подробности в начале темы )
Наличие 2-х "Индигирок" привело к путаннице. И даже Регистр Ллойда в своих списках упоминает "Индигирку-Рипон", как действующий пароход, вплоть до 1946 г, т.е.по прошествии 7 лет после трагедии... И в списках Регистра ЛЛойда фиксировано, что "Индигирка-Цинанфу" погибла в 1939 г у берегов Хоккайдо.
По вполне понятным причинам никто и не собирался исправлять ошибочные заявления Запада. Да и кому это надо было...
Честь имею.

bigshatun
Мичман
Мичман
Сообщения: 1759
Зарегистрирован: Пт, 25 май 2007 13:14:24

Re: Корабли на дне. Трагедия парохода "Индигирка"

Сообщение bigshatun » Пт, 10 окт 2014 11:34:38

Леонид! С Вашего разрешения дополню металлом....
Вложения
Изм Индигирка_4.jpg
Изм Индигирка_3.jpg
Изм Индигирка_1.JPG

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Корабли на дне. Трагедия парохода "Индигирка"

Сообщение Papa-vodolaz » Пт, 10 окт 2014 18:51:29

Юрий, так это же только радует. Прекрасное дополнение :hi:
Честь имею.

Пеленгас
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13562
Зарегистрирован: Чт, 23 янв 2014 11:25:31

Re: Корабли на дне. Трагедия парохода "Индигирка"

Сообщение Пеленгас » Пн, 04 апр 2016 14:03:01

:hi: :good2:

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Корабли на дне. Трагедия парохода "Индигирка"

Сообщение Papa-vodolaz » Пн, 19 июл 2021 18:52:48

13 сентября 2013 / Томский Обзор
Около месяца подводники ТГУ ( Томский Государственный Университет) провели на Дальнем Востоке. Основной задачей экспедиции стало продолжение обследования и идентификация останков парохода «Индигирка», ходившего в двадцатых годах на Камчатку и Охотское побережье в то же время и на тех же линиях, что и пароход «Томск», сообщает пресс-служба томского госуниверситета.
«Несколько лет назад мы запустили проект по поиску кораблей, носивших имя нашего города. Когда мы узнали, что один из таких «тезок» Томска ходил на одних линиях с печально известной «Индигиркой», нам стало интересно», - рассказал один из участников экспедиции Дмитрий Горн. Суть проблемы заключается в том, что в первой половине XX века на Дальнем Востоке ходило несколько пароходов с именем «Индигирка», что в конечном итоге породило полную неразбериху в судьбах этих судов. Поисковые исследования проводились поблизости острова Карамзина, где, по мнению приморского дайверского сообщества, покоятся останки «Индигирки». В прошлом году во время экспедиции аквалангисты клуба СКАТ ( Самодеятельный Клуб Аквалангистов Томска) установили на исследуемом судне мемориальную табличку. Тогда ещё никто не знал об этой проблеме, и считалось, что это обломки именно той самой «Индигирки», которая налетела на рифы в 1939 году у мыса Соя острова Хоккайдо.
В ходе экспедиции проведено тщательное гидролокационное исследование акватории северной оконечности острова для обнаружения недостающих частей затонувшего парохода. Также проведена подводная фотопланшетная съёмка останков судна для его точной идентификации и сравнения с чертежами. С этой же целью были подняты и доставлены в Томск элементы конструкции судна и его силовой установки, которые после обработки, анализа и консервации будут отправлены в музеи Томска города и Владивостока.
«Главной вопрос, на который мы пытаемся найти ответ - что же лежит у острова Карамзина», - сообщил Дмитрий Горн.
«Мы привезли с собой фотографии, чертежи, карты и артефакты - некоторые железные части корабля. Они очень долго пролежали под водой и теперь их нужно восстановить. Если получится сделать это успешно, то за исследование возьмутся специалисты уже другого профиля. Они уже займутся изучением принадлежности деталей, если не конкретному кораблю, то хотя бы к какому-то историческому промежутку», - отметил Дмитрий Горн. Окончание экспедиционного этапа исследований дало начало кропотливой и долгой работе, связанной с анализом фотоматериала и поднятых артефактов, а также работой с архивами и музеями. Подводники СКАТа ТГУ уверены, что в конечном итоге им удастся ответить на вопрос, какому же судну принадлежат обломки у острова Карамзина.
Экспедиция клуба СКАТ ТГУ прошла в тесном сотрудничестве с Отделением Русского географического общества в ЕАО, Обществом изучения Амурского края и Океанариумом ДВО РАН на острове Русском.
С «Индигиркой» связана одна из самых крупнейших морских катастроф - в 1939 году пароход затонул у мыса Соя на японском острове Хоккайдо. На судне перевозили заключённых из Магадана во Владивосток - погибло более семисот человек. В свое время эту историю замолчали, а судно подняли и перезатопили в советских водах. :ded:
Вложения
1_4_.jpg
1_5_.jpg
1_7_.jpg
1 (1).jpg
1_2_.jpg
1_1_.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Корабли на дне. Трагедия парохода "Индигирка"

Сообщение Papa-vodolaz » Пн, 19 июл 2021 19:39:14

Экспедиция Дальний Восток-2013 из цикла «Судьба «Томск»их кораблей»
Дата проведения: 04.08.2013 - 07.09.2013 Раздел: Экспедиции
Маршрут: Томск-Владивосток-остров Рикорда-Владивосток-Томск.

Цели: Поисковая работа, связанная с исследованием проблемы парохода «Индигирка». Обследование акватории близ северной оконечности
о. Карамзина. Обследование останков предположительно парохода «Индигирка». Сбор биоматериала (асцидия холоцентия пурпурная) для кафедры зоологии позвоночных ТГУ. Сбор биоматериала для Музея клуба СКАТ ТГУ.

Состав:1. Горн Дмитрий Игоревич – руководитель, подводный фотограф; 2. Козловский Владимир Александрович – помощник руководителя, подводный видеооператор; 3. Воропаев Михаил Владимирович – дайв-лидер, инструктор; 4. Рябова Екатерина Владимировна – дайв-лидер, инструктор; 5. Огнев Сергей Александрович – боцман, старший техник; 6. Бодров Александр Станиславович – фотограф; 7. Желбунова Наталья Евгеньевна – начпрод; 8. Румянцева Елена Викторовна – помощник начпрода, летописец; 9. Ядрёнкин Григорий Андреевич – техник; 10. Масалимов Дамир Рафитович – техник; 11. Федоришин Дмитрий Александрович – биолог; 12. Брудный Павел Александрович – техник; 13. Логачёва Екатерина Викторовна – врач; 14. Краюхина Влада Сергеевна – летописец.

Результаты: проведены работы,связанные с идентификацией обломков некоего парохода, затонувшего у северной оконечности острова Карамзина, по некоторым данным парохода "Индигирка". Проведён осмотр и обследование останков парохода. Произведено гидролоцирование исследованной акватории с целью поиска носовой части парохода.
Произведён подъём и доставка в Томск различных предметов с обломков парохода, с которыми в дальнейшем, после обработки и фиксации, будет проводиться аналитическая работа. Собран биологический материал для нужд кафедры зоологии беспозвоночных биологического института ТГУ.

Об этом мало кто знает, но это была одна из крупнейших морских катастроф в истории человечества. В официальных сводках история «Индигирки» по вполне понятным причинам практически не упоминается, при этом там же сказано, что пароход был утилизирован на металл в сороковых годах. После проведённого нами обследования останков судна мы можем смело говорить, что это неправда – «Индигирка» лежит, разорванная пополам авиационной бомбой, у берегов острова Карамзина.
В трюмах парохода до сих пор ещё можно обнаружить вещи того времени – например одежду и посуду. С судна перед затоплением не был снят винт и некоторые другие изделия из цветных металлов, что наводит на мысли о том, что его старались затопить как можно скорее. История парохода полна загадок и спорных моментов, разъяснением которых занимаются в настоящее время в клубе СКАТ.
Командой СКАТа на останках судна, ставшего могилой для нескольких сотен человек, была установлена мемориальная доска «В память о морских катастрофах».
Вложения
img171.jpg
img171.jpg (40.04 КБ) 561 просмотр
300-СКАТ.jpg
Томск_скат.jpg
Томск_скат.jpg (38.41 КБ) 561 просмотр
9062_aDuIAeY71H.jpg
9045_hZwrzWnOQ7.jpg
22 (1).jpg
374962.jpg
30_1.jpg
372795.jpg
9060_FFL5ptbOYD.jpg
Честь имею.


Вернуться в «Дальний Восток и Юго-восточная азия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя