Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Люди и фонды
Часы, как и рукописи, не горят
Эмерджентность красоты
Узоры и ритмы Кавказа

Трон для Нептуна

Модератор: Papa-vodolaz

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Трон для Нептуна

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 05 окт 2016 17:28:03

13 июня 1782 г в порту Тринкомали ( восточное побережье Шри-Ланки, в те времена ещё о.Цейлон ), провожали грузопассажирское судно Ост-Индской компании "Гросвенор", отправляющееся к берегам Великобритании. Тогда ещё не был построен судоходный Суэцкий канал, значительно сокращающий путь кораблям из далёких колоний к берегу Англии. Корабли пересекали Индийский океан, огибали Южную Африку, а затем через воды Атлантики подходили к родным британским берегам.
Вот и сегодня на борт "Гросвенора" поднимались офицеры и чиновники, закончившие свою службу и колониальную деятельность. Многие пассажиры, разумеется были с семьями. Но не только беспечные пассажиры были на судне, в специально оборудованной каюте, под семью замками, перевозился какой-то секретный груз и только капитан Коксон знал о содержимом ящиков, надёжно упрятанных в потайной каюте от посторонних глаз. Он только однажды позволил себе лишь намекнуть в письме супруге, что везёт что-то очень ценное: "Я прибуду с сокровищем, которое потрясёт всю Англию". Англичане многое вывозили тогда из своих колоний. И на этот раз на борту судна , под бдительным оком капитана стояли, тщательно упакованные ящики с золотыми и серебряными слитками, монетами и драгоценными камнями ( сапфирами, изумрудами и рубинами ) на сумму в 4 млн.фунтов стерлингов. Но в каюте находилось и ещё что-то более ценное. По слухам, которые ходили среди чиновников, готовивших "Гросвенор" к плаванию, на судне находился легендарный трон, некогда украшавший резиденцию Великих Моголов в Дели. Искуссные индийские мастера создали трон из золота, а с боков его украшали павлины, распущенные хвосты которых, были усыпаны драгоценными камнями. 12 золотых стоек поддерживали инкрустированный камнями золотой балдахин. Павлиний трон считался священной реликвией Великих Моголов. Одним из немногих европейцев , которому по милости правителя Северной Индии удалось увидеть трон в 1665 г, был французский ювелир и путешественник Тавернье. "Я объездил много стран, восхищался многими сокровищами,но сумею уверить, что никогда не видел, и вряд ли увижу что-либо подобное этому восточному чуду".
В 1737 г полчища персидского завоевателя Надир-шаха вторглись в Северную Индию. Наряду и с другими шедеврами индийского искусства, Надир-шах увёз и павлиний трон. После смерти персидского завоевателя трон находился у его потомков, а затем тайно был продан представителю Ост-Индской компании.
Итак, 13 июня 1782 г английское судно "Гросвенор", с бесценным грузом на борту и 150 пассажирами и 220 членами экипажа, вышло в море. К 4 августа 1782 г "Гросвенор" пересёк Индийский океан и, по расчётам капитана находился примерно в 100 милях от восточного побережья Южной Африки. По всем расчётам, к вечеру следующего дня на горизонте должен был появиться мыс Доброй Надежды. День выдался солнечным и тихим. Но в этих краях погода непредсказуема. К вечеру над головой прогуливающихся по палубе пассажиров, появились тёмные тучи и скрылось солнце. Изумрудно-малахитовые волны резко потемнели. Откуда-то появившийся ветер закручивает волну в огромную спираль, с неистовством бьющую в борт судна. Серо-свинцовое небо слилось с тёмной морской бездной в единую неуправляемую стихию. Разразился сильный шторм. Будучи уверенным, что судно находится далеко от берега, капитан отдал указание убрать паруса и увеличить количество вахтенных матросов. Всю ночь волны носили в темноте плохо управляемое судно по бушующему морю . К утру ветер начал стихать , но вдруг раздался крик вахтенного. Из тумана, окутавшего "Гросвенор", вырастала полоса рифов. Капитан отдавал приказы , пытаясь повернуть своё детище против ветра, судно уже накренилось и его неудержимо несло на рифы. Участь судна была предрешена. Раздался страшный треск и судно, получившее пробоину, медленно уходит в волны. Кто-то из команды удачно бросил якорь и закрепил канат за выступ рифа. Люди, обезумев от ужаса и холода, цепляясь за канат, пытаются перебраться на рифы, но увы...не всем это удалось. Многие сорвались и нашли своё последнее пристанище у африканских берегов. К утру, в живых остались 123 человека, и среди них 20 женщин и детей...
Вложения
2_111.jpg
3_78.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Трон для Нептуна

Сообщение Papa-vodolaz » Вс, 09 окт 2016 17:20:27

Спасённые оказались на пустынном берегу юго-восточной Африки, где-то в районе Дурбана . Инициативу в свои руки взял второй помощник капитана. Он предложил разделиться на три группы и двигаться в южном направлении вдоль побережья, в надежде увидеть какое-нибудь судно на горизонте. Он и возглавил первую группу, состоящую из моряков и офицеров "Гросвенора", вооружённую двумя винтовками и пистолетом, да отсыревшими запасами пороха. Эта группа взяла на себя обязанность разведки, прокладывания пути и обеспечения безопасности измученных усталостью людей. Вторую группу, состоящую из женщин, детей и пожилых возглавил третий помощник капитана, а сам, чудом спасшийся капитан Коксон, возглавил группу из пассажиров-мужчин и матросов.
Все прекрасно понимали, что переход будет очень трудным. Впереди лежали непроходимые тропические леса. Запасов продуктов не было. Двигаясь по побережью люди питались морскими водорослями и молюсками, иногда сырой рыбой. Первыми начали умирать дети. Было понятно, что большинство физически не выдержит перехода. Было решено, отправить за помощью несколько десятков, наиболее крепких мужчин, а остальным разбить лагерь на побережье и ждать спасения...
Из укреплённого форта на южном побережье Африки выехал, хорошо вооружённый, конный голландский патруль. Внезапно, впереди был замечен измождённый, облачённый в какие-то лохмотья, человек, с трудом передвигавший ноги. Судя по всему, в пути он находился не один день. Взглянув на патрульных незнакомец потерял сознание и рухнул на землю. Несчастного доставили в форт, с трудом влив в его рот несколько капель воды. Прийдя в себя он поведал о гибели "Гросвенора". Это был матрос Вильям Хаббернс. После крушения прошло два с лишним месяца. Вскоре была снаряжена спасательная экспедиция, двинувшаяся по маршруту, указанному Хаббернсом. Но, увы...
Поиски периодически возобновлялись в течение нескольких лет, но и они не дали никаких результатов. Однажды было обнаружено место с полуистлевшей европейской одеждой и несколькими скелетами взрослых и детей. Возможно это и был лагерь, ожидавших помощи спасшихся с "Гросвенора", но так и не дождавщихся помощи соплеменников.
В 1790 г голландский губернатор в Кейптауне ( тогда город принадлежал Голландии) получил сообщение, что в некоторых племёнах аборигенов, среди жён вождей есть белые женщины. Вновь организованная экспедиция подтвердила эти сведения. Были обнаружены пять женщин, и они действительно, были с "Гросвенора". Но они категорически отказались от возвращения в Европу и предпочли остаться со своими новыми семьями.


Изображение
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Трон для Нептуна

Сообщение Papa-vodolaz » Вс, 09 окт 2016 17:59:17

Между тем, слухи о сказочных богатствах "Гросвенора" достигли Европы и Америки. К возможному месту гибели судна потянулись авантюристы. В начале 1800 г англичане Александр Линдсей и Сидней Тернер снарядили экспедицию. По рассказам спасшегося матроса было определено приблизительное место катастрофы на юго-восточном побережье Африки. Береговые ориентиры прибрежных рифов и скал совпали с описанием. Неожиданная находка на берегу вселила надежды на дальнейший успех операции. Это было несколько английских золотых монет середины XVIII в, застрявших в камнях. Береговая зона, на несколько километров была буквально прочёсана участниками поисков, но больше находок не было. С помощью местных ныряльщиков началось обследование условного места гибели "Гросвенора". Было обнаружено несколько десятков серебряных и золотых монет, и женских украшений. Дальнейшие поиски не привели к желаемым результатам. Найденные артефакты не окупили затраты экспедиции и не принесли желанных прибылей. В сентябре англичане прекратили поиски.
В 1842 г Адмиралтейство Великобритании разработало технический проект подъёма "Гросвенора", с использованием силы приливной волны. Для предварительной разведки к месту катастрофы "Гросвенора" был направлен военный корабль под командованием капитана Болдена. На борту находилась группа военных инженеров - специалистов по подводным работам. Экспедиция довольно быстро отыскала останки судна. "Гросвенор" затонул между двумя рифами и лежал на боку в глубоком котловане, окружённый подводными скалами. Корпус судна был достаточно сильно занесён песком и донными наслоениями. Инженеры пришли к выводу, что о подъёме погибшего судна не может быть и речи, и в данных условиях нет никаких перспектив высвободить "Гросвенор" из океанского плена. Была составлена точная карта местонахождения судна. На этом экспедиция и закончилась. Никаких находок за время экспедиции не было.

Изображение
Вложения
4_1.JPG
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Трон для Нептуна

Сообщение Papa-vodolaz » Вс, 09 окт 2016 18:36:21

В течение последующих шестидесяти лет попыток поднять "Гросвенор" не предпринималось. Да и Нептун не собирался расставаться со своей добычей. Впрочем, поисками чего-нибудь стоящего, на месте гибели судна занимались рыбаки из прибрежных селений, но их добыча, как правило, ограничивалась несколькими монетами.
Бурное развитие в конце XIX - начале XX века водолазного дела, казалось открыло путь к сокровищам затонувшего судна. В 1905 г газеты Йоханнесбурга оповестили читателей об учреждении международного синдиката по подъёму "Гросвенора". Появилась смелая идея проложить от берега к останкам судна канал, по которому возможно удастся подтаскивать судно к берегу. Опубликованный в газетах проект дополнялся комментариями специалистов , гарантировавших успех предприятия. Летом 1905 г в район гибели "Гросвенора" прибыли три судна, оборудованные по последнему слову инженерной техники того времени. Несмотря на наличие подробной карты, только через месяц водолазам удалось отыскать песчаный холм, под которым покоился "Гросвенор". Уже первые попытки проложить канал столкнулись с непреодолимыми трудностями. Из-за частых штормов приходилось постоянно прерывать работы, а нанесённый волнами песок сводил к нулю всё проделанное накануне. Безрезультатными оказались и попытки взорвать каменные породы, преграждавшие путь к судну. К середине 1906 г денежные средства синдиката значительно поистощились, а сокровища "Гросвенора" , по-прежнему, оставались недосягаемыми. К тому же неожиданно деятельность экспедиции омрачилась гибелью двух водолазов во время подводных работ. После выплаты семьям погибших водолазов значительной компенсации, совет директоров синдиката почёл за благо оставить "Гросвенор" в покое и объявил банкротство компании.

Изображение
Вложения
Без названия (1).jpg
Без названия (1).jpg (14.08 КБ) 4419 просмотров
108025_mohur_2.jpg
108025_mohur_2.jpg (30.91 КБ) 4422 просмотра
108025_mohur_1.jpg
108025_mohur_1.jpg (30.71 КБ) 4422 просмотра
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Трон для Нептуна

Сообщение Papa-vodolaz » Вс, 09 окт 2016 19:15:33

После Первой мировой войны страсти вокруг "Гросвенора" разгорелись с новой силой. Сколачивались мелкие и крупные компании, инженеры наперебой предлагали головокружительные проекты подъёма судна. В 1921 г повышенный интерес к его сокровищам проявил американский миллионер Пит Крайн. Восторгаясь находками Шлимана, раскопавшего легендарную Трою, Пит Крайн решил увековечить и своё имя, овладев павлиньим троном. Проект подъёма судна, взятый на вооружение Крайном, по сути дела представлял собой модернизированный вариант идей международного синдиката в Йоханесбурге по прокладке туннеля через рифы к "Гросвенору". К месту гибели судна прибыла целая флотилия судов, на берегу строились административные и складские помещения, жилища для участников экспедиции. В течение 2-х лет производились попытки вырвать из океанского плена останки судна с сокровищами. Трижды с разных точек специалисты приступали к прокладке туннеля, и трижды он рушился. Потратив весьма приличные денежные суммы впустую, Пит Крайн убыл восвояси. Его флотилия отплывала под своеобразный салют - на берегу взрывали оставшиеся запасы неиспользованного динамита.
Судя по сообщениям печати, одним из последних искателем спрятанных сокровищ был бельгийский миллионер Гвидо Бакер. Желая непосредственно участвовать в подъёмных работах, он на своей вилле под Брюсселем построил глубокий бассейн , и в течение нескольких лет обучался там премудростям водолазного дела. Согласно новому проекту, Гвидо намеревался проложить к корпусу "Гросвенора" стальную трубу большого диаметра, по которой водолазы должны были проникнуть на судно. В интервью корреспондентам Бакер оценил успех своего мероприятия как 99 шансов против одного. Но дальше проекта дело не пошло.
Океан, по-прежнему, хранит тайны сокровищ "Гросвенора". Впрочем, как знать, может быть в будущем Нептун смилостивится и подарит человечеству ещё одну тайну своих запасников.
Но история хранит эту трагедию и имя судна в филателистических миниатюрах.
Вложения
349_001.jpg
955193_100319121409_Transkei_-_227a.jpg
1103049_120317110707_T3CTO.jpg
1103049_120317110707_T3CTO.jpg (24.81 КБ) 4420 просмотров
1103049_110913214607_T224.jpg
1103049_130208184404_9.jpg
919786_150916141638_Scan_20150916_(17).jpg
1103049_150406131524_SH97_001.jpg
1431267415-15705-1089.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18653
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Трон для Нептуна

Сообщение Papa-vodolaz » Пн, 10 окт 2016 10:28:23

:diver:
Вложения
_55291263_wreck464.jpg
South-Africa-Transkei-Wild-Coast-Port-Grosvenor-Wreck.jpg
Честь имею.


Вернуться в «Индийский океан»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость