Была еще одна группа судов, о которой стоит упомянуть, для полноты этого раздела.
"Для обеспечения выполнения программы космических исследований Луны, в апреле 1967 года, в соответствии с приказом ГК ВМФ было сформировано нештатное управление специальной эскадры поисково-спасательных кораблей для поиска и подъема космических объектов и определен её состав. В него вошли: от ТОФ - крейсер «Дмитрий Пожарский», экспедиционно-океанографические суда «Федор Литке», «Алексей Чириков»; от БФ - плавбаза «Виктор Котельников»; от Ленинградской ВМБ - экспедиционно-океанографические суда «Василий Головнин», «Андрей Вилькицкий», «Семен Дежнев»; от ЧФ - экспедиционно-океанографическое судно «Семен Челюскин».
Постановлением Совета Министров СССР в состав сил эскадры были выделены от Балтийского морского пароходства 6 лесовозов проекта 596, от Министерства Морского флота - танкер «Ханой».
Эти суда и корабли в период с марта по май 1967 года прошли переоборудование на судоремонтных заводах страны. В результате выполненных работ плавбаза «Виктор Котельников» и суда проекта 596 были оснащены радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами для их подъема, а также вертолетными площадками и комплексами для базирования вертолетов Ка-25пс.
С 1 ноября 1968 года управление «Черноморской» эскадры начало прием лесовозов в состав Военно-Морского Флота, которые были оборудованы и переведены в класс экспедиционно-океанографических судов и получили названия «Апшерон», «Диксон», «Донбасс», «Даурия», «Баскунчак», «Севан», «Тамань», «Ямал». Переоборудованы они в 1966-68 из лесовозов типа Вытегралес пр.596: Апшерон (бывший Вагалес БМП), Баскунчак (бывший Кириши), Даурия (бывший Выборглес БМП), Диксон (бывший Восток-3 БМП), Донбасс (бывший Восток-4 БМП), Севан (в 1968 Свирьлес), Тамань (до 1968 Суздаль), Ямал (бывший Тоснолес БМП)."
См.
http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/1160/251
Но интересно начало деятельности поисково-спасательных судов с 1967 по 1968 годы, когда они были еще гражданскими судами. Участник экспедиций этого периода на "Выборглесе" рассказал, как все начиналось. Лесовоз, с 1963 г. перевозивший лес, весной 1967г. отгоняют в Калининград и переоборудуют (с 3-мя другими судами этого-же проекта) в поисково-спасательные, для чего оборудуют площадку для вертолета, устанавливают выносную стрелу с сетью и кошелем и ставят радиотехническую аппаратуру для поиска космических объектов (включая киловаттный передатчик). Первоначально был устроен и бассейн для тренировок аквалангистов. И в течение следующих двух лет, приняв на борт военных специалистов в гражданском (4-х вертолетчиков и 7 радистов, а вот аквалангистов брать не стали) судно участвовало в программе поиска и спасения "Зондов" в Индийском океане и Южной Атлантике. В конце 1968г. было передано в состав ЧФ и получило название "Даурия". Сухогрузы были выкрашены в черный цвет и военные их называли "Черная эскадра". Но это уже другая история.
Ну, а нам интересно узнать, были-ли какие-то фалеристические материалы по этой теме.
Поделитесь, кто знает.