Сообщение Oleg » Вс, 31 июл 2005 11:51:35
Конструкции Шаврова.
На одном из семи знаков серии «История отечественного авиастроения» (1977 год) изображён самолёт Ш-2. Мне хочется сообщить о некоторых фактах, которые, может быть, известны не всем интересующимся аэрофалеристикой.
Буква Ш в названии самолёта означает, что машину спроектировал Вадим Борисович Шавров. Войдя в его квартиру на Тверском бульваре, можно было сразу понять, что в ней живёт разносторонний коллекционер. На стенах висели коробки со стеклянными крышками. В них хранилась одна из лучших в нашей стране коллекция жуков, сделавшая инженера Шаврова, конструктора самолётов, ещё и знатоком энтомологии.
Собирал он и значки. Заслужило внимание и другое его собрание, которое с завидной аккуратностью пополнялось ежедневно. Интересуясь метеорологией, он замерял показания приборов и записывал интересующие его сведения.
Но, пожалуй, самой бесценной показалась мне коллекция, заключавшаяся в десятках папок. Это была коллекция самолётов, точнее, информация о них. Шавров всегда с исключительной щедростью делился тем, что знал, что накопил, со всеми, кто приходил к нему с вопросами. Он консультировал конструкторов, с ним советовались кинематографисты, он редактировал многие книги и статьи. Обращались к нему и художники, рисовавшие самолёты на знаках и почтовых марках.
На основе этой коллекции родилась замечательная книга - объёмистый том «История конструкций самолётов в СССР до 1938 года (материалы к истории самолётостроения)». Это издание широко известно, оно представляет собой наиболее полный источник сведений о самых разных самолётах русских и советских конструкторов. Вскоре появился и второй том, охватывающий период 1938 по 1956 год.
Но вернёмся к знаку, изображающему самолёт-амфибию Ш-2. Именно с этой машины началась жизнь Шаврова как самостоятельного, удачно заявившего о себе конструктора.
В биографии Ш-2 много необычного. Например «конструкторское бюро», спроектировавшее Ш-2 состояло из одного человека ? самого Шаврова. Выпустивший её «авиазавод» располагался в комнате другого ленинградца ? В.Корвина. Штат предприятия состоял из трёх человек ? инженеров В.Шаврова и В.Корвина и механика Н.Фунтикова. Деньги на постройку и двигатель выделил Осоавиахим, ознакомившись с проектом Шаврова.
Изготовив фюзеляж самолёта, умельцы прикрепили к балкону систему блоков, и из комнаты Корвина, где фюзеляж строился, спустили его на землю. Затем перевезли на аэродром, где в одном из ангаров выполнили сборочные работы. Собранную машину доставили в Гребной порт. Взяв на борт конструктора Шаврова, лётчик Глаголев поднял самолёт в воздух.
Испытания закончились успешно, и Ш-2 стали строить серийно. С первых же экземпляров машина начала трудную службу в Арктике. Там и произошла встреча трёх самолётов из числа тех, что включены в одну и ту же серию почтовых марок: Ш-2, Р-5 и АНТ-4.
Произошла эта встреча вскоре после того, как на палубе парохода «Челюскин» Ш-2 ушёл в Арктику. Самолёт на пароходе. Это было новинкой. Естественно, что его использовали для воздушной разведки. На Ш-2 взлетел капитан В.Воронин, поднявшись для наблюдения за льдами. С борта маленького самолёта руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт произвёл аэросъёмку острова, открытого экспедицией.
Судьба «Челюскина» известна. 13 февраля 1934 года он погиб, раздавленный льдами. Когда корабль уже погружался в пучину, герои-полярники спасли маленький самолёт Ш-2, который обслуживали лётчик М.Бабушкин и механик Г.Валавин. Радист «Челюскина», впоследствии Герой Советского Союза, председатель правления Всесоюзного общества филателистов Эрнст Теодорович Кренкель описывает спасение самолёта так:
«Корабль становился тяжелее и носом вперёд уходил под лёд...
На первом трюме стояла наша «шаврушка». Она была маленькая и лёгкая, но, тем не менее, для того, чтобы спустить её на лёд, нужна была стрела, а лебёдка не работала ? не было пара. Тогда решено было снять самолёт несколько необычным способом. Кто-то сообразил, что когда палуба и нос корабля сравняются со льдом, надо молниеносно сдёрнуть «шаврушку» вручную. Так и решили. Никаких митингов и собраний для обсуждения этого решения никто не устраивал. Некогда было.
Конечно, это выглядело как цирковой номер. Всё могло кончиться плохо, если бы не чуткое руководство нашего замечательного боцмана Толи Загорского...
В последний момент сдёрнули «Шаврушку». Сдёрнули в полном благополучии. Порвали только немного её полотняные крылья».
В ледовом лагере, разбитом после высадки с погибшего «Челюскина», был устроен и новый аэродром, который изо всех сил поддерживали в таком состоянии, чтобы он мог принимать и отправлять самолёты. Здесь и базировалась спасённая машина. Г.Валавин и М.Бабушкин, пустив в ход все подручные средства, вплоть до английских булавок, ремонтировали самолёт.
Именно тут, на ледовом аэродроме лагеря Шмидта, и состоялась встреча Ш-2 с двумя машинами, изображёнными на марках той же серии. Первым прилетел АНТ-4 под командованием молодого лётчика А.Ляпидевского. Этот большой самолёт, построенный под руководством А.Туполева, позволил спасти всех женщин и детей, находившихся в лагере. Через некоторое время прилетели поликарповские Р-5.
Подвиг лётчиков, спасших челюскинцев, был высоко оценён. 16 апреля 1934 года всвязи с этим выдающимся событием было учреждено звание Героя Советского Союза. Семь лётчиков - А.В.Ляпидевский, С.А.Леваневский, В.С.Молоков, Н.П.Каманин, М.Т.Слепнёв, М.В.Водопьянов и И.В.Доронин были первыми удостоены высокого звания.
Все челюскинцы покинули льдину по воздуху, два из них спасли сами себя ? лётчик М.Бабушкин и механик Г.Валавин улетели на чиненной-перечиненной «шаврушке». Через три года и Бабушкин стал Героем Советского Союза. Он был вторым пилотом флагманского корабля экспедиции Шмидта, приземлившегося 21 мая 1937 года на толще льда, покрывавшей вершину мира ? Северный полюс.
Таковы перекрёстки судеб самолётов и людей, размышления о которых навеяны представленными знаками, увековечившими машины, ставшие теперь историей.
Если вы побываете в Санкт-Петербурге и посетите музей Арктики и Антарктики, то можете увидеть необычный экспонат ? тот самый Ш-2, который украшает ънак. Он возвратился в город, где родился, и находится теперь там на вечном хранении.