Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Люди и фонды
Часы, как и рукописи, не горят
Эмерджентность красоты
Узоры и ритмы Кавказа

Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Модераторы: mig, Стас КСЛ, AIR-ZN

Аватара пользователя
Oleg
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 12021
Зарегистрирован: Пн, 29 дек 2003 22:47:02

Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Oleg » Вс, 31 июл 2005 11:51:35

Конструкции Шаврова.

На одном из семи знаков серии «История отечественного авиастроения» (1977 год) изображён самолёт Ш-2. Мне хочется сообщить о некоторых фактах, которые, может быть, известны не всем интересующимся аэрофалеристикой.
Буква Ш в названии самолёта означает, что машину спроектировал Вадим Борисович Шавров. Войдя в его квартиру на Тверском бульваре, можно было сразу понять, что в ней живёт разносторонний коллекционер. На стенах висели коробки со стеклянными крышками. В них хранилась одна из лучших в нашей стране коллекция жуков, сделавшая инженера Шаврова, конструктора самолётов, ещё и знатоком энтомологии.
Собирал он и значки. Заслужило внимание и другое его собрание, которое с завидной аккуратностью пополнялось ежедневно. Интересуясь метеорологией, он замерял показания приборов и записывал интересующие его сведения.
Но, пожалуй, самой бесценной показалась мне коллекция, заключавшаяся в десятках папок. Это была коллекция самолётов, точнее, информация о них. Шавров всегда с исключительной щедростью делился тем, что знал, что накопил, со всеми, кто приходил к нему с вопросами. Он консультировал конструкторов, с ним советовались кинематографисты, он редактировал многие книги и статьи. Обращались к нему и художники, рисовавшие самолёты на знаках и почтовых марках.
На основе этой коллекции родилась замечательная книга - объёмистый том «История конструкций самолётов в СССР до 1938 года (материалы к истории самолётостроения)». Это издание широко известно, оно представляет собой наиболее полный источник сведений о самых разных самолётах русских и советских конструкторов. Вскоре появился и второй том, охватывающий период 1938 по 1956 год.
Но вернёмся к знаку, изображающему самолёт-амфибию Ш-2. Именно с этой машины началась жизнь Шаврова как самостоятельного, удачно заявившего о себе конструктора.
В биографии Ш-2 много необычного. Например «конструкторское бюро», спроектировавшее Ш-2 состояло из одного человека ? самого Шаврова. Выпустивший её «авиазавод» располагался в комнате другого ленинградца ? В.Корвина. Штат предприятия состоял из трёх человек ? инженеров В.Шаврова и В.Корвина и механика Н.Фунтикова. Деньги на постройку и двигатель выделил Осоавиахим, ознакомившись с проектом Шаврова.
Изготовив фюзеляж самолёта, умельцы прикрепили к балкону систему блоков, и из комнаты Корвина, где фюзеляж строился, спустили его на землю. Затем перевезли на аэродром, где в одном из ангаров выполнили сборочные работы. Собранную машину доставили в Гребной порт. Взяв на борт конструктора Шаврова, лётчик Глаголев поднял самолёт в воздух.
Испытания закончились успешно, и Ш-2 стали строить серийно. С первых же экземпляров машина начала трудную службу в Арктике. Там и произошла встреча трёх самолётов из числа тех, что включены в одну и ту же серию почтовых марок: Ш-2, Р-5 и АНТ-4.
Произошла эта встреча вскоре после того, как на палубе парохода «Челюскин» Ш-2 ушёл в Арктику. Самолёт на пароходе. Это было новинкой. Естественно, что его использовали для воздушной разведки. На Ш-2 взлетел капитан В.Воронин, поднявшись для наблюдения за льдами. С борта маленького самолёта руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт произвёл аэросъёмку острова, открытого экспедицией.
Судьба «Челюскина» известна. 13 февраля 1934 года он погиб, раздавленный льдами. Когда корабль уже погружался в пучину, герои-полярники спасли маленький самолёт Ш-2, который обслуживали лётчик М.Бабушкин и механик Г.Валавин. Радист «Челюскина», впоследствии Герой Советского Союза, председатель правления Всесоюзного общества филателистов Эрнст Теодорович Кренкель описывает спасение самолёта так:
«Корабль становился тяжелее и носом вперёд уходил под лёд...
На первом трюме стояла наша «шаврушка». Она была маленькая и лёгкая, но, тем не менее, для того, чтобы спустить её на лёд, нужна была стрела, а лебёдка не работала ? не было пара. Тогда решено было снять самолёт несколько необычным способом. Кто-то сообразил, что когда палуба и нос корабля сравняются со льдом, надо молниеносно сдёрнуть «шаврушку» вручную. Так и решили. Никаких митингов и собраний для обсуждения этого решения никто не устраивал. Некогда было.
Конечно, это выглядело как цирковой номер. Всё могло кончиться плохо, если бы не чуткое руководство нашего замечательного боцмана Толи Загорского...
В последний момент сдёрнули «Шаврушку». Сдёрнули в полном благополучии. Порвали только немного её полотняные крылья».
В ледовом лагере, разбитом после высадки с погибшего «Челюскина», был устроен и новый аэродром, который изо всех сил поддерживали в таком состоянии, чтобы он мог принимать и отправлять самолёты. Здесь и базировалась спасённая машина. Г.Валавин и М.Бабушкин, пустив в ход все подручные средства, вплоть до английских булавок, ремонтировали самолёт.
Именно тут, на ледовом аэродроме лагеря Шмидта, и состоялась встреча Ш-2 с двумя машинами, изображёнными на марках той же серии. Первым прилетел АНТ-4 под командованием молодого лётчика А.Ляпидевского. Этот большой самолёт, построенный под руководством А.Туполева, позволил спасти всех женщин и детей, находившихся в лагере. Через некоторое время прилетели поликарповские Р-5.
Подвиг лётчиков, спасших челюскинцев, был высоко оценён. 16 апреля 1934 года всвязи с этим выдающимся событием было учреждено звание Героя Советского Союза. Семь лётчиков - А.В.Ляпидевский, С.А.Леваневский, В.С.Молоков, Н.П.Каманин, М.Т.Слепнёв, М.В.Водопьянов и И.В.Доронин были первыми удостоены высокого звания.
Все челюскинцы покинули льдину по воздуху, два из них спасли сами себя ? лётчик М.Бабушкин и механик Г.Валавин улетели на чиненной-перечиненной «шаврушке». Через три года и Бабушкин стал Героем Советского Союза. Он был вторым пилотом флагманского корабля экспедиции Шмидта, приземлившегося 21 мая 1937 года на толще льда, покрывавшей вершину мира ? Северный полюс.
Таковы перекрёстки судеб самолётов и людей, размышления о которых навеяны представленными знаками, увековечившими машины, ставшие теперь историей.
Если вы побываете в Санкт-Петербурге и посетите музей Арктики и Антарктики, то можете увидеть необычный экспонат ? тот самый Ш-2, который украшает ънак. Он возвратился в город, где родился, и находится теперь там на вечном хранении.

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Самолеты начала 20-го века

Сообщение Стас КСЛ » Ср, 22 май 2019 19:11:29

Сталь-2. Латунь, синтетическая смола, булавка, диаметр 39 мм.

118.jpg
118.jpg (148.98 КБ) 2487 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 03 май 2020 15:55:22

Коллеги, в период от революции до Великой Отечественной войны некоторые конструкторы смогли в силу разных обстоятельств выпустить небольшое количество серийных самолётов. А из-за временной отдалённости этим самолётам посвящено мало знаков. Предлагаю в этой теме и помещать эти знаки. А при накоплении материала по отдельным КБ можно их вывести в отдельную тему.

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 03 май 2020 16:01:31

Григорович Д.П. 25.01.(06.02).1883 года - 26.07.1938 г.
Авиаконструктором спроектировано много самолётов, но из-за отдалённости по времени выпущено мало знаков. Думаю, что это самый недооценённый в фалеристике авиаконструкторов.
Самолёты Григоровича:
М-1 (Морской первый), гидросамолёт, 1913 - Летающая лодка. Первый полет в 1913 году. Усовершенствованная французская летающая лодка "Доннэ-Левек". Экипаж два человека. Полеты продолжались до декабря 1914 года, когда самолет разбился при аварии.
М-2, (Морской второй) - Летающая лодка. Первый полет в 1914 году. Экипаж два человека. Два самолета с 1915 до 1916 года служили в морской авиации Балтийского моря, еще два самолета вошли в состав авиации Черноморского флота, где участвовали в боевых действиях.
М-3, 1914 - Летающая лодка. Первый полет в 1914 году. Модернизация М-2. Самолет на вооружение принят не был и серийно не запускался.
М-4, 1914 - Морской разведчик, летающая лодка. Первый полет конец 1914 года. Модернизация М-3. Построено четыре самолета. Два самолета были переданы авиации Черноморского флота и два Балтийскому.
М-5, 1915 - Летающая лодка. Первый полет в 1915 году. Двухместный биплан. До 1923-го года самолет строился серийно. Всего было построено около 300 самолетов. До 1916 года самолет использовался в качестве морского разведчика , а затем как учебный.
М-6, 1915 - Летающая лодка. Первый полет в 1915 году. Не лицензионное копирование американских летающих лодок "Кертисс Ф". Было построено пять самолетов. Использовались на Черном море с 1915 по 1916 годы.
М-7, 1915 - Развитие самолета М-5. При испытании самолет не смог оторваться от воды. В дальнейшем работы по М-7 прекратили.
М-8, 1915 - Опытный гидросамолет. Тяжелый разведывательный самолет с большим радиусом действия. Работы прекратили на этапе проектирования, из-за отсутствия моторов нужной мощности.
М-9, 1915 - Разведывательная летающая лодка. Первый полет в 1915 году. Биплан с толкающим винтом. Экипаж два человека. Всего было построено около 500 самолетов. Эксплуатировались до 1921 года.
М-10, 1915 - Летающая лодка. Первый полет в 1916 году. Во время испытаний самолет не показал проектируемых летных качеств и от дальнейшей доработки отказались.
М-11, 1915 - Истребитель-летающая лодка. Первый полет в 1916 году. Одноместный биплан. Всего в морское ведомство было передано 61 гидросамолет М-11, которые базировались на Черном и Балтийском морях. На флоте самолеты использовались до лета 1917 года.
С-1 (Сухопутный первый), самолёт-разведчик, 1916 - Биплан с тянущим винтом. Достроен не был.
С-2, 1916 (Сухопутный второй) Самолет-разведчик. Один из первых самолетов выполненных по схеме "рама". При проведении испытаний произошла авария, после которой самолет не восстанавливался.
М-12, 1916 - Истребитель-летающая лодка . Первый полет в 1916 году. Двухместный вариант М-11.
М-13, 1916 - Проект морского истребителя. Данные не сохранились.
М-14, 1916 - Проект морского истребителя Данные не сохранились.
М-15, 1916 - Разведывательная летающая лодка. Первый полет в 1916 году. Экипаж два человека. Серийное производство с 1916 по 1921 годы. Всего было изготовлено 87 самолетов М-15.
М-16, 1916 - Гидросамолет-разведчик. Первый полет в 1916 году. Зимний гидроплан, способный садиться на лед и снег. С ноября 1916 по июнь 1917 года на Балтийский флот было передано 36 самолетов М-16. После революции 1917 года 5 самолетов М-16 осталось в Финляндии, где они эксплуатировались до 1923 года.
ГАСН (Гидроаэроплан специального назначения) первый торпедоносец, Бомбардировщик-торпедоносец. Первый полет в 1917 году. Двухмоторный биплан. Экипаж 3-4 человека. После первых испытательных полетов в 1917 году работы по самолету были приостановлены и возобновились лишь в 1920 году и после аварии самолет больше не восстанавливался.
М-17,- Летающая лодка-истребитель. Первый полет в 1918 году. Экипаж один человек. Модернизация М-15 под двигатель 150 л.с.
М-18, 1918 - Летающая лодка-истребитель. Проект. Развитие М-15 под двигатель 200 л.с.
М-19, 1919 - Проект. М-18 и М-19 построены не были.
М-20, - Учебная летающая-лодка. Первый полет в 1917 году. Модернизация М-5. Производство продолжалось до 1920 года. Всего было изготовлено около 80 самолетов.
М-21, 1917
М-22, 1917
М-23, 1917
М-24 - Летающая лодка береговой разведки. Первый полет в 1923 году. После испытаний самолет был запущен в серию. Всего было заказано 49 самолетов.
М-25, 1917
МУР-1 - Учебная летающая лодка. Первый полет в 1926 году. Экипаж два человека. Модификация самолета М-5. Испытания показали, что МУР-1 не может использоваться как учебный. Мур-1 был построен в единственном экземпляре.
МУР-2 - Учебная летающая лодка. Конструкция аналогична МУР-1 с новым корпусом лодки. Использовался в 1929 - 1931 годах для опытов на различных режимах на воде. Эти исследования легли в основу норм прочности, утвержденных ЦАГИ.
МРЛ-1 (Морской разведчик «Либерти» первый), гидросамолёт, - Разведывательная летающая лодка. Первый полет в 1925 году. Биплан с толкающим винтом. Экипаж два человека. После проведения испытаний от серийного выпуска отказались. Единственный экземпляр эксплуатировался в Соловецком лагере как самолет для связи с материком.
И-1 (Истребитель первый), истребитель. Первый полет в 1923 году. Одноместный биплан. При проведении испытаний И-1 Григоровича был признан самым скоростным самолетом, однако также выяснилось, что самолет не удовлетворяет многим требованиям. Самолет серийно не изготавливался.
И-2 - Одноместный истребитель. Первый полет в 1924 году. Во время испытаний истребитель показал высокие летные качества. В 1926 году самолет был запущен в серийное производство, которое продолжалось до 1929 года, за это время было выпущено 211 самолетов И-2. Самолет И-2 стал первым в СССР спроектированным истребителем.
РОМ-1 (Разведчик открытого моря первый), гидросамолёт, 1926 - Морской разведчик. Первый полет в 1927 году. Летающая лодка с двумя двигателями. Экипаж 4 человека. В ходе испытаний был сделан вывод, что РОМ-1 не может быть принят на вооружение.
РОМ-2 - Морской разведчик. Первый полет в 1928 году. Развитие РОМ-1. Испытания самолета проводили в 1929 году. Летные качества самолета не соответствовали параметрам, которые устанавливались для самолетов в 1930 году. Испытания закончились поломкой самолета при грубой посадке. Самолет не восстанавливали.
И-Z (Истребитель ЗЕТ), истребитель, 1931 - Пушечный истребитель. Первый полет в 1933 году. Экипаж один человек. До 1935 года было построено 70 самолетов И-Z.
ТБ-5 (Тяжёлый бомбардировщик пятый), бомбардировщик, 1931 - Первый полет в 1931 году. Экипаж 4 человека. Испытания не были проведены до конца, т.к. к тому времени уже вышел бомбардировщик ТБ-3 Туполева превосходивший по летным данным ТБ-5 Григоровича.
ИП-1 (Истребитель пушечный первый), истребитель, 1934 - Пушечный истребитель. Первый полет в 1934 году. Цельнометаллический моноплан. Экипаж один человек. В 1936 году начался серийный выпуск ИП-1, было построено около 90 самолетов ИП-1. В 1937 году производство ИП-1 прекратили. ИП-1 последний самолет Григоровича, который строился серийно.
ТШ-1 (Тяжёлый штурмовик первый), штурмовик, 1934
ТШ-2, 1934

Совместно с Поликарповым

Р-1 (Разведчик первый), самолёт-разведчик, 1924
МР-1 (Морской разведчик первый), гидросамолёт, 1925
МР-2, 1926
МР-3, 1927
МР-4, 1928
МР-5, 1929
И-5 (Истребитель пятый), истребитель, 1929

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 03 май 2020 16:06:12

Григорович. М-9. Латунь, холодная эмаль, винт, 54 мм х 54 мм.


DSC04273.JPG
DSC04273.JPG (158.78 КБ) 2815 просмотров
DSC04270.JPG
DSC04270.JPG (159.24 КБ) 2815 просмотров
DSC04271.JPG
DSC04271.JPG (133.83 КБ) 2815 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 03 май 2020 16:11:01

Григорович. И-2. Латунь, синтетическая смола, цанга, диаметр 25 мм.


И-2 +.JPG
И-2 +.JPG (63.17 КБ) 2812 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 03 май 2020 16:17:57

И-5 совместно с Поликарповым. Латунь, синтетическая смола, цанга, диаметр 25 мм.

И-5 +.JPG
И-5 +.JPG (71.77 КБ) 2810 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 03 май 2020 16:23:07

МДР-6 (Че-2). Четвериков И.В. Латунь, синтетическая смола, цанга, диаметр 25 мм.

Работал в конструкторском бюро Морского опытного самолётостроения (МОС) Д. П. Григоровича, а после его ареста —П. Ришара.
С отъездом П. Ришара на родину, КБ МОС было переподчинёно ЦКБ ЦАГИ, где его и возглавил И. В. Четвериков. В 1933 году главным конструктором КБ МОС был назначен Г. М. Бериев, а И. В. Четвериков организовал своё КБ при Отделе строительства глиссеров и аэросаней (ОСГА) в НИИ ВМФ.
В 1935 году ОКБ Четверикова получило базу в Севастополе и было передано из ГВФ в ГУАПВ. В эти годы под руководством И. В. Четверикова были разработаны: морской дальний разведчик МДР-3, самолёт для подводной лодки (СПЛ), арктический разведчик АРК-3, МДР-6 (Че-2), выпускавшийся серийно.
С мая 1942 по 1946 год возглавлял опытный завод № 458 (ныне АО «ДМЗ» им. Н. П. Федорова"), организованный в посёлке Иваньково (ныне г. Дубна) на месте эвакуированного завода Почтовый ящик № 30.
После Великой Отечественной войны, в 1947 году, Игорь Вячеславович разработал на основе Арадо-234 транспортную амфибию ТА-1.
В конце 1948 года ОКБ было закрыто. Четвериков перешел на преподавательскую работу ЛКВВИА.

Самолеты ОКБ И.В. Четверикова
• МДР-6 (Че-2)
• МДР-6-А и -Б
• МДР-6-Б2 и -Б3
• МДР-6-Б4 и -Б5
• ТА (транспортная амфибия)

МДР-6 +.JPG
МДР-6 +.JPG (73.15 КБ) 2802 просмотра

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 03 май 2020 16:43:28

Архангельский А.А. Ар-2. Латунь, синтетическая смола, цанга, диаметр 25 мм.

Пикирующий бомбардировщик Ар-2 явился единственным серийным самолетом, носящем инициалы конструктора, именно за его создание он получил степень доктора технических наук и в начале 1941 г. стал лауреатом Сталинской премии.

В 1938 году Александр Архангельский был арестован по ложному обвинению, но осуждён не был. Александр Архангельский был направлен в специальное конструкторское бюро ЦКБ-29, известное также как «туполевская шарага», из которой был выпущен в 1941 году.
После начала Великой Отечественной войны КБ Архангельского было объединено с КБ Туполева, после чего было эвакуировано в Омск.
Александр Архангельский вновь был назначен заместителем главного конструктора.

Александр Александрович Архангельский участвовал в проектировании и создании следующих самолётов:
• АНТ-2
• АНТ-4 (ТБ-1)
• АНТ-6 (ТБ-3)
• АНТ-9 «Крылья Советов»
• АНТ-20 «Максим Горький»
• АНТ-40 (СБ)
• Ар-2
• Ту-4
• Ту-14
• Ту-104
• Ту-114
• Ту-124
• Ту-134
• Ту-154

Ар-2.JPG
Ар-2.JPG (61.95 КБ) 2796 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Пн, 04 май 2020 08:23:25

Р-10 (ХАИ-5). Латунь, синтетическая смола, цанга, диаметр 25 мм.
Советский многоцелевой одномоторный самолёт-разведчик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик, созданный в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана в 1936 году. После ареста Немана в 1938 году доводкой машины занимался А. А. Дубровин. С 1936 по 1940 годы в большой серии выпущено 493 машины. Производился в Харькове и в Саратове, где для его серийного выпуска был задействован завод сельскохозяйственного машиностроения «Саркомбайн», ставший с этого времени авиазаводом.
ХАИ наименование летательных аппаратов производства СКБ ХАИ.
В данном случае рассматриваем самолёты созданные по руководством НеманаИ.Г.
Родился в Белостоке Гродненской губернии в еврейской семье. Отец Гирш Меер-Лейбович Неман — столяр, мать Шоша Куселевна Неман — швея.
В годы Гражданской войны вступил добровольцем в Красную Армию. Служил политпросветработником политотдела 4-й армии, затем — в политуправлении Харьковского военного округа и Украинского военного округа.
С 1926 года — в КБ К. А. Калинина. Принимал участие в создании ряда самолётов ОКБ. Окончил Харьковский технологический институт (1929).
С 1936 года — главный конструктор КБ завода № 135.
В 1930—1938 (в 1936—1938 гг. — по-совместительству) и 1944—1952 годах заведующий кафедрой конструкции самолётов Харьковского авиационного института. Под его руководством создан первый в Европе скоростной пассажирский самолёт ХАИ-1 с убирающимся в полёте шасси, учебно-боевой самолёт ХАИ-3, скоростные разведчики ХАИ-5 (Р-10) и ХАИ-6 и штурмовики «Ива́нов», ХАИ-51, ХАИ-52.
Арестован 11 декабря 1938 года, работал в ЦКБ-29 НКВД СССР над созданием бомбардировщиков Пе-2, Ту-2.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости.
После освобождения, работал в ОКБ авиазавода в Омске. С 1942 г. на заводе № 22 (г. Казань) заместителем В. М. Мясищева.
Умер от лейкемии.
Похоронен на 2-м городском кладбище в г. Харькове.
Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 5 ноября 1955 реабилитирован.


Р-10 +.JPG
Р-10 +.JPG (71.18 КБ) 2735 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Пн, 04 май 2020 08:27:58

ДБ-А. Латунь, синтетическая смола, цанга, диаметр 25 мм.
Болховитинов В.Ф.
Родился 23 января (4 февраля) 1899 года в Саратове.
В 1926 году окончил Академию воздушного флота им. Н. Е. Жуковского. После адъюнктуры стал преподавателем, в 1937 году назначен начальником кафедры.
С 1933 года - руководитель ОКБ (ОКБ Болховитинова) завода № 22 в Филях.
С 1939 года - директор и главный конструктор завода № 293 Наркомата авиационной промышленности в Химках.
В 1934—1936 годах возглавлял разработку тяжёлого бомбардировщика ДБ-А («Дальний Бомбардировщик — Академия»), на котором в 1936—1937 годах советскими лётчиками установлены четыре мировых рекорда дальности полёта с грузом. Этот самолёт под номером Н-209 был использован С. А. Леваневским при фатальной попытке перелёта в США через Северный Полюс в августе 1937 года. До 1940 года ДБ-А выпускался небольшой серией и использовался в качестве транспортного самолёта.
В 1939 году руководил постройкой оригинального скоростного самолёта-истребителя «С» с двумя соосными винтами, показавшего при лётных испытаниях скорость 570 км/ч. В начале 1940 года участвовал в испытаниях установленного на самолёт прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
В 1941—1945 годах под руководством Болховитинова конструкторами А. Я. Березняком и А. М. Исаевымбыл разработан первый советский ракетный истребитель БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем.
С 1946 года — на преподавательской работе в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
Автор ряда трудов по авиационной технике.
Умер 29 января 1970 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (уч. 14).

Самолёты Болховитинова
• ДБ-А — Дальний бомбардировщик — академия. Первый полет в 1935 году. Экипаж семь человек. Серийно изготавливался с 1938 по 1940 годы. Всего было изготовлено 12 самолётов.
• БДД — Бомбардировщик дальнего действия. Проект был представлен в 1936 году. От реализации проекта отказались в пользу АНТ-42].
• Дальний тяжелый бомбардировщик «Д» С дизелями М-40. Экипаж 8 человек. По расчетам самолёт мог доставить 6 т бомб на дальность 5 000 км. В десантном варианте полезная нагрузка 50 вооруженных бойцов, а транспортном до 7 т груза. Проект бомбардировщика «Д» был закрыт с началом войны.
• Скоростной бомбардировщик «С» . Первый полет в 1939 году.. На самолёт устанавливали спаренные двигатели с соосными винтами вращающиеся в разные стороны. В серийное производство самолёт не передавался.


ДБ-А.JPG
ДБ-А.JPG (72.63 КБ) 2735 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Пн, 04 май 2020 08:31:45

Ер-2. Латунь, синтетическая смола, цанга, диаметр 25 мм.
Ермолаев В.Г.(29 августа 1909 г. — 31 декабря 1944 г.)
В 1931 году закончил МГУ.
Под руководством Р. Л. Бартини участвовал в создании самолёта «Сталь-7». После ареста Бартини возглавлял его КБ (ОКБ на заводе № 89 ГВФ), руководил завершением разработки бомбардировщика ДБ-240, позднее получившего индекс Ер-2.
Во время Великой Отечественной войны КБ было эвакуировано в Иркутск на завод № 39, где было налажено производство Ер-2.
В 1942 году Ермолаев возглавил опытный завод № 134 в Москве, где продолжались работы по модернизации бомбардировщика.
Умер от тифа в 1944 году, после чего ОКБ перешло к П. О. Сухому.


Ер-2 +.JPG
Ер-2 +.JPG (73.46 КБ) 2735 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Ср, 13 май 2020 18:05:41

ЦАГИ 1-ЭА. Черёмухин А.М. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0 ... 0%B8%D1%87
Авиация на марках. Серия 1969 года. Латунь, синтетическая смола, булавка, 52 мм х 32 мм.

DSC04386.JPG
DSC04386.JPG (87.11 КБ) 2598 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Сб, 16 май 2020 12:36:50

Шавров. Ш-2. Авиация на марках. Серия 1977 года. Латунь, синтетическая смола, булавка, 32 мм х 52 мм.

Ш-2.JPG
Ш-2.JPG (89.04 КБ) 2557 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Пн, 18 май 2020 18:01:57

Сталь-2. Авиация на марках. Серия 1978 года. Латунь, синтетическая смола, булавка, 32 мм х 52 мм.
Сталь-2 — советский ближнемагистральный пассажирский самолёт с одним поршневым двигателем воздушного охлаждения разработки КБ инженера Путилова (НИИ ГВФ).
Первый серийный самолёт с цельностальной сварной конструкцией. Специально для запуска самолёта в серию был построен машиностроительный завод № 81 в Тушино.
Первый испытательный полёт самолёт (прототип с двигателем Wright J-6-7) совершил 11 октября 1931 года под управлением лётчика-испытателя Эдуарда Ивановича Шварца.
16 ноября 1934 года СССР впервые принял участие в международном Парижском авиасалоне, показав среди прочих летательных аппаратов (Р-5, АИР-9) самолёт «Сталь-2».
Выпускалась версия, отличавшаяся использованием флаперонов («Сталь-2 бис»).


Сталь-2.JPG
Сталь-2.JPG (93.93 КБ) 2520 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 24 май 2020 13:09:36

Сталь-2. Латунь, синтетическая смола, булавка, 30 мм х 30 мм.

Сталь-2 (2).JPG
Сталь-2 (2).JPG (58.17 КБ) 2456 просмотров
Сталь-2.jpg
Сталь-2.jpg (153.91 КБ) 2456 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 24 май 2020 13:17:48

ПС-89. Латунь, синтетическая смола, булавка, 30 мм х 30 мм.
ПС-89 (первоначально ЗиГ-1) — советский транспортно-пассажирский самолёт 1930-х годов, созданный авиационным конструктором французского происхождения Андре Лявилем (André Laville). Произведено 2 прототипа + 6 серийных самолётов.
Разработка нового цельнометаллического транспортно-пассажирского самолёта началась в НИИ ГВФ в начале 1930-х годов. Новый самолёт создавал приглашенный в СССР французский конструктор Андре Лявиль. Самолёт представлял из себя моноплан с низкорасположенным крылом площадью 72 квадратных метра. Два двигателя М-17Ф, расположенные на плоскостях, развивали мощность по 730 лошадиных сил каждый. Шасси неубираемое в специальных аэродинамических обтекателях и максимально гладкий фюзеляж. Самолёт, получивший обозначение ЗиГ-1 (по названию завода имени Гольцмана, где его предстояло выпускать, модель 1), имел салон на 14 пассажирских мест, либо мог перевозить груз массой до 1300 килограммов.
После испытаний ЗиГ-1 был рекомендован в производство под обозначением ПС-89. К этому времени завод имени Гольцмана был переименован в авиаремонтный завод № 89, отсюда и новое обозначение самолёта: пассажирский самолёт завода № 89. Первые два прототипа были построены в 1935-36 годах. Первый из них разбился в авиационной катастрофе 27 ноября 1935 года — при разгоне до максимальной скорости на высоте 50 м разрушилось хвостовое оперение. Погибли все шесть человек, находившихся на борту. Предположительно, причиной катастрофы стал бафтинг хвостового оперения.
Второй экземпляр под обозначением ПС-89 проходил летные испытания в феврале-марте 1937 года. Летные характеристики оказались ниже проектных и ниже достигнутых в 1935 году. Отмечалось, что у самолета недостаточная путевая устойчивость, а по мере расхода горючего центр масс значительно смещается назад. ПС-89 все же приняли к серийному производству, но эксплуатацию разрешили только в простых метеоусловиях и с максимальной загрузкой 10 пассажиров, а не 12.
Шесть серийных машин, получивших бортовые номера Л-2140, Л-2141, Л-2142, Л-2143, Л-2144, Л-2146, строились с 1937 по 1938 годы. Все они были переданы «Аэрофлоту» и выполняли рейсы Москва — Симферополь, а также в Свердловск, Харьков, Киев, Орёл, Астрахань. По крайней мере один из этих самолётов, Л-2142, использовался как эвакуационный самолёт в Советско-финской войне.
Эксплуатация гражданским воздушным флотом самолётов ПС-89 прекратилась в 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны. Данные самолёты зарекомендовали себя положительно. Один из самолётов, Л-2146, снимался в советском художественном фильме «Будни» (1940).

ПС-89 (2).JPG
ПС-89 (2).JPG (55.22 КБ) 2454 просмотра
ПС-89.jpg
ПС-89.jpg (176.71 КБ) 2454 просмотра

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 24 май 2020 15:42:38

ХАИ-1. Латунь, синтетическая смола, 30 мм х 30 мм.

ХАИ-1 (2).JPG
ХАИ-1 (2).JPG (62.1 КБ) 2448 просмотров
ХАИ-1.jpg
ХАИ-1.jpg (154.12 КБ) 2448 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 24 май 2020 15:44:37

Шавров, Ш-2.

Ш-2 (2).JPG
Ш-2 (2).JPG (62.75 КБ) 2448 просмотров
Ш-2.jpg
Ш-2.jpg (118.27 КБ) 2448 просмотров

Волчатов НК
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3784
Зарегистрирован: Ср, 06 янв 2010 18:21:51

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Волчатов НК » Сб, 29 авг 2020 16:08:11

Стас КСЛ писал(а) Вс, 24 май 2020 15:44:37: Шавров, Ш-2.


Ш-2 (2).JPG

Ш-2.jpg
Ещё пара знаков.
Вложения
cha2_1.jpg
cha2_1.jpg (82.83 КБ) 2186 просмотров
DSC08105.JPG
DSC08105.JPG (186.66 КБ) 2186 просмотров

Аватара пользователя
Aviator101
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: Сб, 22 мар 2014 17:36:36

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Aviator101 » Вт, 20 окт 2020 20:11:27

Ар-2, латунь, смола, булавка.

Изображение

Аватара пользователя
Aviator101
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: Сб, 22 мар 2014 17:36:36

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Aviator101 » Вт, 20 окт 2020 20:12:16

Ер-2, латунь, смола, булавка.

Изображение

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 29 ноя 2020 13:24:58

Из этой серии не показан Ш-2с. Латунь, синтетическая смола, булавка, 40 мм х 24,7 мм.

Ш-2с +.JPG
Ш-2с +.JPG (83.97 КБ) 1876 просмотров
18.JPG
18.JPG (85.72 КБ) 1876 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Ср, 06 янв 2021 17:54:51

Ш-2. Знак от коллеги psv. Нейзильбер, холодная эмаль, булавка, 26,4 мм х 26,4 мм.

Дудинка.jpg
Дудинка.jpg (189.69 КБ) 1745 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 07 фев 2021 12:17:22

Волчатов НК писал(а) Сб, 29 авг 2020 16:08:11:
Ещё пара знаков.
Уточнение по Ш-2. Первый санитарный рейс. Знаки от коллеги longeron537. Тираж по 15 штук.
Из истории начала развития авиации на ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ:
21.02.1935г. В Ппиморье состоялся первый САНИТАРНЫЙ РЕЙС.. Пилот Иван Ветров на первом советском самолете-амфибии Ш-2 доставил из села Владимиро-Александровское во Владивосток тяжелобольную женщину.
На этой же летающей лодке Ветров помогал рыбакам - искал косяки рыбы в заливе Петра Великого.

DSC05493.JPG
DSC05493.JPG (142.64 КБ) 1621 просмотр
DSC05494.JPG
DSC05494.JPG (105.16 КБ) 1621 просмотр
DSC05495.JPG
DSC05495.JPG (121.96 КБ) 1621 просмотр
DSC05497.JPG
DSC05497.JPG (191.81 КБ) 1621 просмотр
DSC05499.JPG
DSC05499.JPG (185.32 КБ) 1621 просмотр

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Пн, 08 ноя 2021 16:31:45

САМ-5. К 50-летию Воронежского авиационного завода был сделан частный выпуск серии на жести, холодная эмаль, булавка, диаметр 33 мм, толщина 1мм.

Александр Сергеевич Москалёв (1904—1982) — советский авиаконструктор, профессор (1941), кандидат технических наук (1950), инженер-полковник.
Александр Сергеевич Москалев закончил физико-математический факультет Ленинградского Государственного университета по специальности "математика-аэромеханика", возвратился в свой родной город и занял должность заместителя начальника конструкторского бюро на строящемся в то время Воронежском авиазаводе. Основной задачей КБ было внедрение в серийное производство самолетов ТБ-3 и ТБ-4. В 1932 - 1933 г.г. Москалев возглавил группу энтузиастов - молодых инженеров-конструкторов (Л. Б. Полукаров, Е. И. Серебрянский, Б. А. Дьяков, П. А. Шубин и другие), которые разработали и построили по заказу ОСОВИАХИМА один из первых цельнометаллических легкомоторных многоместных самолетов САМ-5, представляющих собой свободнонесущий моноплан с высоко расположенным крылом. Эта машина стала родоначальником целого семейства "САМов"-пятиместных пассажирских самолетов с двигателем М-11 мощностью 100 л.с.

САМ-5.jpg

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Ср, 01 июн 2022 20:02:59

В сети продавался вот такой знак. Пётр Грушин, "Небесная блоха".

2022-05-23_11-20-00.png
2022-05-23_11-20-00.png (192.26 КБ) 1013 просмотров

При проверке выяснилось, что с самолётом идут сплошные ошибки. Пётр Дмитриевич Грушин строил самолёт "Октябрёнок", который тоже в обиходе называли "Небесной блохой". Но на рисунке изображена «Блоха» созданная французским изобретателем Анри Минье (англ.)рус.. Минье не смог поступить в пилоты и решил построить свой собственный самолёт. Между 1931 и 1933 годах в Париже он построил ряд прототипов, испытав их на северо-восточных окраинах города. Согласно его книге Le Sport De L’Air первой успешной моделью, на которой летал Минье, стал HM-14, сделавший 10 сентября 1933 года первый полёт. Минье успешно продемонстрировал его в 1934 году.
Вот фото:

1024px-Henri_Mignet_HM_14.jpg
letchik_mine_i_ego_samolet_quot_letuchaja_blokha.jpg

Дальше больше: эти же товарищи выпускают вот такой знак

2022-05-23_11-22-14.png
2022-05-23_11-22-14.png (194.8 КБ) 1013 просмотров

Но, в конце 1920-х годов по постановлению ЦК партии на учебу в вузы страны решено было направить тысячу коммунистов. В 1931 году в число «парттысячников» попал и Артем Микоян. Он начал учиться в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Производственную практику проходил в конструкторском бюро Харьковского авиационного завода. После возвращения из Харькова вместе с однокурсниками по академии Артем Микоян подготовил проект легкого самолета «Октябренок». Проект был представлен Комиссии технического совета Осоавиахима Московской области, которая высоко его оценила, санкционировала постройку первого экземпляра самолета и предложила Центральному совету Осоавиахима запустить «Октябренка» в массовое производство, чтобы использовать его в авиаклубах для тренировки планеристов, переходящих к освоению самолетов. Однако на четвертом испытательном полете двигатель «Октябренка» вышел из строя. Летчик сумел на планирующем полете посадить самолет, но испытания после этого прекратились.

А на знаке изображён "Октябрёнок" Петра Дмитриевича Грушина.

Вот фото:

4.Pyotr-Grushin-sprava-vozle-samolyota-Oktyabryonok.-1936-g.-600x600.jpg
5.Oktyabrenok.-Risunok-2..jpg
012_019.jpg
20190430070711344.jpg

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Чт, 16 июн 2022 22:22:16

К 100-летию Киевского авиационного завода был выпущен вот такой знак с Геликоптером Г-4 Братухина.

100 лет, КиАЗ, Геликоптер Г-4 Братухина..png
6, 100 лет (2).png
6, 100 лет (2).png (196.55 КБ) 925 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Вс, 06 ноя 2022 19:24:01

В советские времена в киосках продавались вот такие значки производства Щербинского завода металлической галантереи.
Сталь-2

Сталь-2.jpg

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15406
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение Стас КСЛ » Сб, 12 ноя 2022 15:54:17

И-211. Коммерческий знак, латунь, синтетическая смола, булавка, 52 мм х 32 мм.
И-211 — опытный истребитель-бомбардировщик с двумя двигателями созданный ОКБ-21 под руководством С. М. Алексеева. Построен в одном экземпляре.

И-211.png
И-211.png (192.7 КБ) 710 просмотров
52 мм х 32 мм.png
52 мм х 32 мм.png (197.73 КБ) 690 просмотров


Вернуться в «Самолёты и вертолёты»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей